ПОСЛЕДНИЙ АРГУМЕНТ В ПОЛЬЗУ ОЭТ БАКУ-ТБИЛИСИ-ДЖЕЙХАН На Каспии нефти более чем достаточно, и ОПЕК придется "подвинуться"
Ф.АСИМ
Уже в ближайшее время нефтяной поток из Каспийского региона внесет если и не сумятицу в страны ОПЕК, чья экономика напрямую зависит от рынка "черного золота", то, по меньшей мере, заставит их координировать политику с оглядкой на углеводородные запасы богатого нефтью региона. И, судя по всему, Турция предпримет в этом направлении серьезные шаги. В памяти еще остались заявления турецких официальных лиц о том, что Основной экспортный трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (ОЭТ БТД) будет построен, даже если по нему впоследствии не потечет нефть.
Как известно, единственный альтернативный путь доставки каспийской нефти на мировые рынки проходит по Черному морю. Были и другие варианты: через Армению, но эта страна сама себя изолировала, Иран, но Исламская Республика и ее отношения с США общеизвестны. Впрочем, не станем повторять азбучную истину, тем более, что речь идет не о политике, а скорее об экологии.
Как выясняется, поток танкеров, переправляющих нефть из Каспийского региона через Босфорский пролив, грозит для Турции экологической катастрофой. И опасения турецкой стороны вполне обоснованы. Разлив большой нефти даже в открытом океане считается чуть ли не трагедией, а в закрытом водоеме он будет приравнен к экологической катастрофе, причем в стране, в которой немалую часть бюджета составляют доходы от транспортировки судов в подконтрольных территориальных водах.
Хотя согласно "Соглашению Монтре", подписанному еще в 1936 году, 27-километровый Босфорский пролив был провозглашен международным судоходным каналом, эта "вода" принадлежит Турции. При умелом управлении Босфорский пролив достиг сегодня пропускной способности в 4000 танкеров (ежегодно) с сырой нефтью и нефтепродуктами, при малой возможности маневрирования. На Босфоре существует всего лишь четыре поворота на 45 градусов, где на одном из участков ширина сужается до 700 метров. То есть угроза экологической катастрофы уже сегодня может стать реальностью: общий объем нефти, перевозимой танкерами через Черное море, составляет порядка 82 млн. тонн нефти. Если же к этому добавить ввод в строй нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который соединяет Тенгизское месторождении с черноморским портом - Новороссийском, то эта цифра может возрасти до 140 млн.тонн в год.
Между тем, у Казахстана есть еще более богатое месторождение, кстати, вопреки информации о том, что "нефти в Каспийском бассейне не так уж и много". Как передает агентство "Media-press", в Астане итальянская компания-оператор "Аgip КСО" и казахстанская национальная компания "Казмунайгаз" подписали документ под названием "Признание Кашаганского коммерческого открытия", согласно которому извлекаемые запасы нефти на Кашагане оцениваются в пределах 7-9 миллиардов баррелей, то есть более миллиарда тонн. Упомянутый выше ОПЕК это известие может серьезно взволновать по той причине, что это самое крупное из открытых в мире за последние 30 лет нефтяных месторождений. Геологические запасы нефти на Кашагане оцениваются в 38 миллиардов баррелей, а извлекаемые запасы - в 7-9 миллиардов.
Данные об извлекаемых запасах могут разниться, уточняться, увеличиваться и уменьшаться в зависимости от результатов дополнительной разведки и применения новых технологий добычи. Пока же на Кашагане работает консорциум из семи иностранных компаний. По 16,6% долевого участия в проекте имеют "Эни Аджип", "Бритиш Газ", "Эксон Мобил", "Шелл" и "Тоталь/Фина Эльф", по 8,3% - "Инпекс Девелопмент" и "Филипп Петролеум". Консорциум вкладывает в проект более семи миллиардов долларов - на разведку и развитие береговой инфраструктуры, строительство промышленных объектов. То есть в ближайшее десять лет Казахстан может довести поток "черного золота" с Каспия на мировые рынки до 150 млн.тонн. Так что теперь слово за Турцией, которая всегда грозилась уменьшить или, как минимум, сохранить объем транспортируемой нефти через свои проливы. Сложно обвинять страну, которая видит свое будущее не в слепой погоне за арендными деньгами, а искренне переживающую за сохранение экологической чистоты водных пространств, которые приносят реальные деньги, а не "доллары", чреватые крупными неприятностями.
Но, как известно, свято место пусто не бывает, и сразу же раздались голоса о том, что часть каспийской нефти можно перебросить по путям, обходящим Босфорский пролив. Так, сторонники этого варианта ратуют за новороссийский маршрут с выходом на Европу через Эгейское море, но Турция и здесь вполне резонно выражает свой протест, имея непосредственное влияние на этот водоем. Дело в том, что самый дешевый путь мимо Босфорского пролива, например, трубопровод Бургас-Александрополис (через Болгарию в Грецию) тоже может обернуться бедой вселенского масштаба, ведь Эгейское море, помимо островов, еще и наводнено подводными рифами - самая страшная опасность для крупнотоннажных нефтеналивных танкеров.
Поэтому единственным выходом из сложившейся ситуации эксперты считают строительство ускоренными темпами ОЭТ БТД, который позволит выйти каспийской нефти в порт Джейхан, а оттуда в Средиземное море, минуя перегруженный пролив Босфор.