CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Новая политика Ирана в Афганистане должна строиться на основе понимания существующего положения дел

3 июля 2002

политика Ирана в Афганистане должна строиться на основе понимания существующего положения дел

В Афганистане было положено начало наиболее важных изменений в регионе после событий 11 сентября. В настоящее время эти изменения стали приобретать более четкие очертания после того, как было сформировано правительство Карзая. Иран и другие страны региона приобрели определенный опыт в результате всех этих событий, и будущая политика западного мира в отношении региона во многом зависит от того, какой урок будет извлечен из этого опыта. Именно поэтому Афганистан занимает особое место в иранской дипломатии. Афганскому вопросу придается первостепенное значение, не сравнимое ни с какой другой политической проблемой. Без всякого сомнения, ход развития дальнейших событий во многом зависит от деятельности органов власти и различных политических сил. С учетом этих аспектов корреспондент газеты "Иран" взял интервью у представителя лидера Исламской революции по делам Афганистана ходжатольэслама Хосейна Ибрагими.

Сегодня после многолетней войны и конфронтации в Афганистане начался новый этап преобразований. Как Вы оцениваете ход этих преобразований?

Для того, чтобы говорить о сегодняшней ситуации в Афганистане, необходимо знать историю вопроса. Без досконального изучения прошлого этой страны, нельзя понять смысл происходящего. Новые преобразования дают мусульманскому народу Афганистана еще один шанс восстановить основы власти и национальной безопасности страны. Если этот шанс не будет использован, все проблемы, видимо, появятся вновь. Афганский народ потерял свой исторический путь. Это было связано с проблемой безопасности. Все мечты и чаяния народа Афганистана могли быть осуществлены в случае решения ключевой проблемы безопасности. Именно с этой точки зрения последние события являются во многом определяющими. Мечта афганцев осуществилась, и они на данный момент думают, что все их желания выполнены.

В политических кругах ходит много разговоров о роли Ирана в афганских событиях и о его позиции в данном вопросе. Мне бы хотелось услышать Ваш анализ этой проблемы.

При определении роли тех или иных сил и при оценке факторов, которые влияли на ход событий, можно приводить различные доводы и находить всевозможные предлоги. Однако суть вопроса заключается в том, что если народ не проявляет желания к изменениям, никакие усилия и никакие внешние факторы не приведут к практическим результатам. Поэтому я считаю, что преобразования в Афганистане осуществлены самим афганским народом. Если бы сами афганцы не хотели этих преобразований, никакие бомбардировки и удары с воздуха не привели бы к коренным изменениям на афганской сцене. Другой вопрос, что не следует приуменьшать роли Ирана во всех этих событиях, и все сходятся в этом мнении. Иран играл важную роль и в начале, и в ходе происходящих изменений. Без содействия и помощи со стороны Ирана такой трудный путь к свободе и независимости не был бы пройден так успешно. Главной основой последних изменений в Афганистане был единый фронт и коалиция всех группировок страны, т.е. объединение политических сил, которое при поддержке со стороны Ирана смогло осуществить все эти преобразования. Не последнюю роль мы сыграли также в качестве представителей лидера Исламской революции, оказывая помощь улемам и представителям интеллигенции Афганистана.

Г-н Ибрагими, как Вы думаете, существует ли у нас в стране единое мнение по поводу преобразований в новом Афганистане?

Возникает такое ощущение, что в новых условиях наши чиновники и влиятельные политики по-разному смотрят на ход событий. Некоторые из них все еще с сомнением относятся к происходящим изменениям и занимают соответствующие позиции.

Вполне естественно, что существуют различия во мнениях. Наши революционные взгляды не позволяют нам равнодушно относиться к присутствию американцев, где бы они не находились, особенно в Афганистане, который граничит с нами. Если они захотят остаться в этой стране, для Ирана это будет представлять опасность. Мы не можем спокойно относиться к присутствию враждебных сил на наших границах.

Вполне естественно, что взгляды наших политиков на такую важную проблему, как обстановка в Афганистане, различаются.

Не думаете ли Вы, что эти различия во взглядах к настоящему времени сглаживаются?

Пока рано говорить о том, что этих различий больше нет, поскольку из-за американского присутствия в Афганистане все еще остается ощущение угрозы.

Вы говорите об опасности в связи с присутствием американцев вблизи наших границ. А ведь некоторые политики считают, что иранская дипломатия сотрудничала и координировала свою деятельность с Америкой и европейскими странами.

Сотрудничество и координация действий имели место, и польза от этого очевидна. Для достижения успеха в процессе преобразований в Афганистане мы сотрудничали с западными странами, и сегодня это принесло свои плоды, однако это сотрудничество не было зафиксировано на бумаге. Такая позиция Ирана доказывает его стремление к миру и к поискам согласия.

Как Вы думаете, несмотря на это сотрудничество, от кого исходят обвинения и кто фабрикует дело против Ирана в связи с событиями в Афганистане?

Все пропагандистские усилия и шаги, о которых Вы говорите, предпринимаются для того, чтобы отстранить Иран от новых преобразований в Афганистане и показать, что ему безразличны афганские события. Однако Иран не может оставаться безразличным к Афганистану. Протяженность нашей общей границы составляет 800-900 км, и любое событие в Афганистане, связанное с вопросами безопасности и политики, стазу же скажется на нас. Иран не может безучастно относиться к этой стране.

Как Вы думаете, какие наиболее важные силы представляют собой опасность для новых позиций Ирана в Афганистане?

С точки зрения Ирана, в Афганистане существует целый ряд традиционных сил, представляющих собой угрозу. Однако, прежде всего мы не должны позволить, чтобы в пределах границ Ирана и Афганистана пользовались влияние какие-либо внешние силы. Особую проблему представляет собой существование банд контрабандистов. В этой связи одной из проблем, о которых усиленно говорит Иран, является создание особой системы безопасности на совместной ирано-афганской границе.

Многие аналитики по поводу позиций Ирана в отношении Афганистана говорят о том, что мы не в полной мере использовали возможности, которые до сих пор были в нашем распоряжении. Большая часть критических замечаний касается того, что Иран основное внимание уделял вопросам безопасности, забыв при этом о культуре и политике.

Я согласен, что в Афганистане у Ирана было много возможностей. В свое время за использование этих возможностей велась жесткая конкурентная борьба между Ираном и другими странами. Верно и то, что другими весьма эффективными средствами на афганской сцене всегда были мероприятия в области культуры, вопросы связи и коммуникаций, политические переговоры. Сейчас, когда в Афганистане сложилась качественно новая ситуация, требуются иные подходы. Следует уделять пристальное внимание тем способам действий, которые применяются в Афганистане. Нельзя повторять ошибок первых послереволюционных лет, в результате которых мы остались в одиночестве в Средней Азии.

Г-н Ибрагими, как вы оцениваете возможности правительства Карзая с точки зрения руководства новыми преобразованиями в Афганистане?

Правительство Карзая пришло к власти, когда перед Афганистаном стоят многочисленные проблемы. Дело в том, что, с одной стороны, Карзай должен выполнить требования тех, кто поддерживал его на совещании в Бонне. С другой стороны, Афганистан представляет собой очень сложную родо-племенную структуру. Это не простая проблема, и мимо нее нельзя пройти. Поэтому в состав правительства Карзая входят представители различных племен и народностей. Основная проблема состоит в участии группировок, которые вели джихад, в процессе формирования органов власти в Афганистане. Эти группировки считают, что они спасли Афганистан от господства бывшего Советского Союза, и поэтому готовы играть более активную роль в управлении государством и имеют для этого все возможности. Вполне естественно, что Карзаю предстоит идти по извилистому, с многочисленными ухабами и труднопроходимому пути сохранения равновесия сил в Афганистане. Поэтому для того, чтобы преодолеть все проблемы, ему необходимо проявлять большое искусство. В нынешних условиях среди всех других кандидатур кандидатура Карзая представляется наилучшей. Он является тем политиком, который смог привлечь на свою сторону все политические группировки.

И последний вопрос. Общественное мнение не совсем в полной мере осведомлено о круге обязанностей представителя лидера Исламской революции в Афганистане. В связи с какими практическими потребностями Ирана и Афганистана сформировано данное представительство?

С самого начала своей деятельности представительство лидера Исламской революции по делам Афганистана, созданное по распоряжению лидера Исламской революции, занималось вопросами объединения под одним знаменем всех сил, которые вели в Афганистане джихад и совершали революцию. Для того, чтобы эти силы сблизились друг с другом, были предприняты немалые усилия.

Источник: газета "Иран", 30 июня 2002.

Перевод: Иран.Ру.

iran.ru

Предыдущая статьяИДУ опять идет на нас?
Следующая статьяВ Иране катастрофически растет число разводов