CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

kleist.dwelle.de

"Молчание ягнят"

11 июля 2002

ягнят"

Так называется статья, в связи с появлением которой генеральная прокуратура Казахстана возбудила дело по оскорблению чести и достоинства президента Казахстана. Речь в ней идет о заграничных счетах главы государства и о том, почему правоохранительные органы закрывают глаза на их существование.

В четверг в Казахстане произошли как минимум три события, которые связаны с журналистами так называемой оппозиционной прессы в республике. Руководство местной милиции отрапортовало о поимке преступников, осуществивших поджог редакции газеты "Деловое обозрение - "Республика" и... назвало заказчика - самого учредителя издания, Муратбека Кетебаева.

Со своей оценкой такого обвинения выступил перед коллегами-журналистами и сам Кетебаев. И в четверг же из категории свидетелей по собственному уголовному делу в подозреваемые был переведен журналист Сергей Дуванов. Об этом стало известно после повторного допроса, проведенного следователем КНБ с автором статьи "Молчание ягнят" - именно за эту статью, опубликованную в Интернете, генеральная прокуратура возбудила дело по оскорблению чести и достоинства президента Казахстана. Речь в статье в первую очередь шла о заграничных счетах президента и о том, почему правоохранительные органы республики закрывают глаза на их существование.

Прямо после допроса Сергей Дуванов ответил на вопросы программы "Фокус".

- Какие именно эпизоды в Вашей статье интересуют обвинение?

"Во-первых, в отношении швейцарской прокуратуры и тех счетов, о которых я пишу. Видимо, в суде придется доказывать наличие этих счетов, что, кстати, не так сложно, так как я знаю о наличии этих счетов не понаслышке, а имеются документы, и они есть у нас на французском языке. Второй момент - это в отношении слова "утаил". Что "в обход парламента утаил один миллиард долларов". Считается, что это тоже оскорбление президента, который мог утаить деньги. Хотя, как мы объяснили, господин премьер-министр, выступая, собственно, об этом и сказал, что на благо народу это было сделано для того, чтобы помочь стране в тяжелую минуту, и эти деньги, один миллиард долларов, были спрятаны за рубежом и лежали до нужного времени. Правда, это нужное время, по-моему, не наступило, но это другой вопрос. И еще один момент, который не устраивает следствие, а, вернее, генеральную прокуратуру - я цитирую: "это элементарный страх, страх, который основой созданной Назарбаевым политической системы". И далее, что "в стране все зависит от воли одного человека, где отсутствуют любые политические альтернативы и возможности к другим ветвям власти, неизбежно возникает культ личности и соответственно культ страха". Вот этот момент - он наиболее важный, поскольку считается, что это оскорбляет президента Назарбаева, поскольку он создал систему, основанную на страхе. Я готов привлечь свидетелей, если в суде будет позволено, и доказать, что такой страх существует как со стороны рядовых граждан, так и попытаюсь доказать, что КНБ, прокуратура и другие органы, призванные отвечать за правопорядок, соблюдение законов молчат, зная о наличии тех же самых счетов господина президента. Я считаю, что в основе этого лежит страх, что они боятся поднять этот вопрос и дать ответы на него гражданам страны.

Еще, как мне стало известно, почему вообще возник этот процесс - потому что это не самая острая моя статья - дело в том, что некто дал почитать эту статью самому президенту - ну, по крайней мере, мне так передали - и он, прочитав это, остался очень недоволен и мы имеем то, что генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по поводу оскорбления чести и достоинства господина президента".

- Сам следователь, который ведет Ваше дело - для него это привычная процедура или он пребывает в некой новой ситуации?

"Да, для следователя это очень необычная ситуация. Во-первых, не каждый день следователям приходится заниматься веб-журналистами, и вообще проблема большая стоит: что такое Интернет, где найти черновики, вещественные доказательства. Единственное, что он освоил - что компьютер нужно изъять, что он является вещественным доказательством того преступления, которое я, возможно, совершил. Вообще, сам факт оскорбления чести и достоинства президента - это не самый распространенный процесс, тем более, это, наверное, один из первых процессов, когда судят за распространение информации в Интернете.

А вот как оценивает события "алма-атинского четверга" Розлана Таукина, президент фонда "Журналисты в беде".

"Фонду "Журналисты в беде" с каждым днем прибавляется работы, потому что оппозиционные журналисты испытывают все больший прессинг со стороны власти. То, что произошло с С. Дувановым - за вопросы, есть ли на самом деле счета Назарбаева, и должен ли за это отвечать президент перед народом, он привлекается к уголовной ответственности. Такая же история происходит и с газетой "Деловое обозрение - республика". В городе в четверг произошли две противоположные конференции. Одну вел заместитель начальника городского УВД Алма-Аты полковник Нурызбай Кыдыргожаев. Он сообщил, что полиция Алма-Аты задержала учредителя газеты Муратбека Китибаева по подозрению в поджоге редакции собственной газеты. При этом полковник милиции трижды назвал преступником Муратбека Китибаева".

Тут я долен добавить, что обвинения в адрес учредителя "Республики" основаны на показаниях двух задержанных милицией безработных молодых людей, утверждающих, что именно Кетебаев убедил их совершить поджег в офисе собственной газеты.

"В этот же день сам Китибаев, вовсе не задержанный и не арестованный - то есть полковник милиции ввел в заблуждение журналистов - начал свою пресс-конференцию с таких слов: "Я считаю, что те люди, которые арестованы ГУВД, не являются теми людьми, которые поджигали мой офис, потому что он при очной ставке путались в деталях, не приходили к единому мнению. Например, оба они не знали, сколько бутылок с зажигательной смесью они употребили, закидав этот офис. Они сообщали о том, что они сперва разбили окна, потом пошли за бутылками, потом поливали из этих бутылок то с одной, то с другой стороны дома, и когда их спрашивали, сколько времени они потратили на всю эту операцию, один из них сказал "больше часа", другой сказал "три часа". На самом же деле через пять минут сработала сигнализация и через десять минут охрана была уже на месте, а офис вовсю уже горел. Такие разногласия дают возможность Кетебаеву считать, что это подставные утки, что людей за иную провинность заставили показывать на него самого.

Журналисты, правозащитные организации не сомневаются в сфабрикованности тех дел, которые происходят в Казахстане против журналистов свободной прессы. Все давление, весь прессинг происходит против одних и тех же СМИ".

Виталий Волков, НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА

kleist.dwelle.de

Предыдущая статьяTurkmenistan: Niazov's "Generosity" Knows No Bounds