ТЕГЕРАНЕ ПРОХОДЯТ ПЕРЕГОВОРЫ ПО СТАТУСУ КАСПИЯ В Иране считают, что военные маневры в Каспийском море не противоречат интересам прибрежных государств
А.РАШИДОГЛУ
Как мы уже сообщили, в Тегеране проходят переговоры азербайджанских и иранских экспертов по решению проблемы статуса Каспия. Как сообщил министр иностранных дел Вилаят Гулиев, азербайджанскую делегацию на переговорах возглавляет замминистра иностранных дел Халаф Халафов ("Шарг").
Отметим, что нынешние переговоры являются продолжением двусторонних обсуждений, первый этап которых прошел 11 июня в Баку. Переговоры проходят в непростой обстановке. Внутри Ирана не стихает ажиотаж вокруг намерения России провести в августе крупномасштабные учения на Каспии. Видимо, эти действия Москвы связаны с нерешенностью проблемы статуса моря, а также чересчур активными контактами по этому вопросу некоторых прикаспийских стран с внерегиональными государствами. Как заявил член иранской парламентской комиссии по вопросам национальной безопасности и внешней политики Илаха Кулаи, в связи с этим, а также милитаризацией региона Иран должен уделять пристальное внимание развитию российско-американского сотрудничества. "До сих пор мы не использовали должным образом все имеющиеся в нашем распоряжении возможности", - считает она. Кулаи предостерегла страны региона от использования военных средств на Каспии.
В интервью ИСНА специалист по каспийским вопросам М.А.Талеби указал на разногласия между прикаспийскими государствами по поводу правового статуса Каспия и отметил, что в настоящее время эти разногласия в большей мере похожи на противоречия между Ираном и Туркменистаном, с одной стороны, и остальными тремя странами, Россией, Азербайджаном и Казахстаном, с другой. Он отметил, что последние три государства согласны с тем, что море должно быть поделено, однако у них нет единого мнения по вопросу о том, как оно должно быть поделено. По его словам, в этих условиях военные маневры проводятся для того, чтобы продемонстрировать силу другим странам. В результате этих маневров будут созданы условия для вмешательства во внутренние дела региона иностранных государств, в первую очередь, США. В маневрах будут участвовать 10 тыс. военнослужащих, 60 боевых кораблей и катеров, десятки самолетов. На них будут присутствовать представители России, Азербайджана и Казахстана. Талеби указал также на то, что в Каспийском море произошло объединение части сил. Он отметил, что Россия, Казахстан и Азербайджан примут участие в маневрах. Россия располагает сильным флотом в Каспийском море. Большая часть боевых кораблей, оставшихся в Каспийском море со времен распавшегося Советского Союза, находятся у берегов Азербайджана. Туркменистан закупил несколько боевых кораблей у Украины. В течение нескольких последних лет Казахстан также укрепил свои вооруженные силы.
Таким образом, по мнению Талеби, единственной страной, которая не располагает боевыми и военными кораблями в Каспийском море, остается Иран. Талеби подчеркнул, что Иран больше, чем какая-либо другая страна, стремится к расширению сотрудничества со странами региона, прежде всего с прикаспийскими государствами. "Иран считает, что страны, расположенные на побережье Каспийского моря, объединившись, могут эффективно и с пользой для себя использовать запасы энергоносителей. В случае продолжения разногласий и образования своего рода коалиций возможность использования названных ресурсов станет минимальной. Кроме того, в случае использования запасов энергоносителей связанные с этим работы будут противоречить существующим в мире законам о международных правах на ресурсы озер", - отметил Талеби, по словам которого ранее Иран объявлял о том, что в случае получения приглашения он примет участие в военных маневрах, однако официальное приглашение получено не было.
Тем не менее, российские представители заявляют, что Иран также примет участие в военных маневрах. Указав на общность цели Ирана и России, которая заключается в недопущении вмешательства зарубежных государств во внутренние дела Каспийского региона, Талеби подчеркнул: "Каждая из обеих стран преследует эту цель. На ашгабатском совещании представители всех государств заявляли об этом. Однако на практике некоторые прикаспийские страны, например, Азербайджан, выполняют распоряжения Америки в Каспийском море и угрожают другим странам тем, что пользуются американской поддержкой". Указав на "усилия сионистского режима по разжиганию розни между прикаспийскими государствами", Талеби сказал, что, как подчеркивает Иран, планирование действий и принятие решений в зоне Каспийского моря должны осуществляться только с участием всех пяти стран. Как отметил Талеби, русские заявляли, что военные маневры проводятся для борьбы с терроризмом и распространением наркотиков, однако эти проблемы касаются всего региона, и проведение маневров с участием всех стран на паритетных началах может способствовать стабильности в регионе и недопущению иностранного вмешательства.
Однако дело обстоит иначе, и самая большая доля участия в маневрах принадлежит России. Талеби указал на то, что, заявив о проведении маневров, "русские хотят продемонстрировать силу в регионе. Обеспечение безопасности не достигается с помощью маневров. Цель России заключается в том, чтобы показать свое стремление к обладанию монопольными правами и к расширению зоны своего влияния в Каспийском море". По поводу путей обеспечения безопасности в регионе Талеби сказал, что наиболее приемлемым путем может служить создание комитета с участием представителей всех пяти государств и принятие соответствующих решений в рамках этого комитета, а также создание комитетов для рассмотрения вопроса о правовом статусе Каспийского моря и утверждения этого статуса. Талеби заявил: "Несправедливые доли стран, определяемые в правовом статусе моря, могут привести в будущем к возникновению новых проблем и негативным последствиям для двусторонних отношений и для судьбы Каспийского моря".
Редактор международного отдела газеты "Ноуруз" Морад Виси заявил, что цель России заключается в том, чтобы превратить Каспий в полностью русское море. Идея демилитаризации зоны Каспия означает для русских, что только они могут иметь военные силы в море.
По его словам, русские хотят дать понять нерегиональным государствам, что Россия - основной игрок в системе безопасности Каспийского моря и нерегиональные государства должны координировать с ней свои действия по всем проблемам, касающимся военной сферы и сферы безопасности. Напомнив о том, что Россия пригласила другие прикаспийские государства присутствовать на военных маневрах, М.Виси сказал, что русские хотят продемонстрировать свои намерения сотрудничать и консультироваться с другими странами, однако на самом деле их основная цель заключается в том, чтобы превратить Каспий в полностью русское море. В прошлом они преследовали эту же цель.
Он отметил, что из всех стран, расположенных на побережье Каспия, только у Азербайджана имеются серьезные проблемы с Россией. В этой связи М.Виси отметил, что Азербайджан намеревается открыть путь для военного присутствия нерегиональных государств для того, чтобы в какой-то мере повлиять на расстановку сил в регионе. Такие намерения азербайджанцев вызывают недовольство у русских. По словам М.Виси, азербайджанцы для того, чтобы компенсировать преимущество России в регионе, с военной точки зрения, намереваются использовать нерегиональные силы. У русских серьезные проблемы имеются только в отношениях с азербайджанцами. С другими же странами, с Ираном, Казахстаном и Туркменистаном, у русских нет серьезных трудностей. М.Виси считает, что военные маневры России не противоречат национальным интересам Ирана.
Степень присутствия Ирана в Каспийском море до распада СССР и после не претерпела особых изменений. По словам М.Виси, под милитаризацией Иран понимает присутствие нерегиональных сил в системе региональной безопасности. В Персидском заливе и в Каспийском море Иран выступает за создание такой системы безопасности, в которой участвуют региональные силы и не участвуют нерегиональные.
Морад Виси не считает военные маневры России в Каспийском море чем-то новым в области региональной безопасности. Русские проявили беспокойство только в связи с некоторыми шагами, предпринятыми нерегиональными силами, и намерениями некоторых прикаспийских государств открыть путь для присутствия в регионе нерегиональных сил. Россия с помощью этих маневров хочет показать, что она все еще главный игрок и представляет собой основную силу в системе региональной безопасности. М.Виси подчеркнул: "Хотя русские и намерены продемонстрировать свою силу в зоне Каспийского моря, однако военные маневры в Каспийском море не особенно противоречат интересам прикаспийских государств".