НА КОЛОКОЛЬНЕ.
Журналисты отстаивают свои права перед Минпечати
Александр БРАТЕРСКИЙ
Во вторник руководители СМИ и представители Министерства печати под руководством председателя Индустриального комитета СМИ Константина Эрнста обсуждали в столичном "Президент-Отеле", каким должно быть поведение журналистов во время кризисных ситуаций, подобных последним событиям вокруг мюзикла "Норд-Ост".
В фойе были развернуты плакаты выставки, призывающие запретить мины, и фотографии искалеченных минами людей. Рядом проходила международная конференция по проблеме запрета минного оружия.
Понимая, что слово поражает иногда сильнее, чем любая мина, журналисты тем не менее считают, что все ограничения их деятельности "должны быть четко прописаны в законе о СМИ". Так думает, например, главный редактор радиостанции "Новости On-Line" Сергей Корзун. По его мнению, правила обеспечения работы СМИ в кризных условиях должно сформулировать государство, а не журналистское сообщество: "Если журналисты, как унтер-офицерская вдова, будут сами себя сечь, это будет плохо для журналистики".
Но, отстаивая необходимость полного освещения событий, российские СМИ часто сами перехлестывали через край, освещая кризис с захватом заложников на Дубровке: Минпечати даже прекратило во время кризиса вещание канала "Московия", нарушившего закон о СМИ. Министерство представило работникам журналистского цеха свой проект методических рекомендаций, которые, по словам министра Лесина, не носят "циркулярный характер".
Хотя ситуации кризиса - вспомнить хотя бы события 1993 года в Москве и захват заложников в Буденновске и Первомайске - возникали и раньше, только недавние трагические события в Театральном центре на Дубровке заставили власть и журналистское сообщество задуматься о принятии поправок к существующему закону о СМИ. С большинством рекомендаций Минпечати, таких, как "не использовать непроверенные источники информации" и "избегать излишней сенсационности и натурализма", представители медиа-сообщества были согласны.
Однако пункт, в котором говорится, что журналист должен предупреждать официальные органы о ставших ему известными планах террористов, вызвал возражения со стороны секретаря Союза журналистов Михаила Федотова. Федотов считает, что журналист должен предать имеющиеся у него сведения гласности: "Журналист должен быть звонарем на колокольне, а не информатором спецслужб". По мнению Федотова, "нормы поведения журналистов должны исходить от самих журналистов". Несколько дней назад руководство Союза журналистов России распространило собственный свод "этических принципов" для журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористических операций. Один из главных пунктов этого документа - "пытаться сохранить баланс между правом аудитории СМИ знать правду о подробностях террористических актов и правом обвиняемых в терроризме на беспристрастный суд".
Однако, по мнению министра печати Лесина, в ходе освещения событий на Дубровке подобный баланс отсутствовал: "Мы наблюдали не только профессиональную непригодность, но и наплевательское отношение к людям".
Но если с этими словами согласились почти все присутствующие, посчитавшие, что цена человеческой жизни выше любой информации, еще один пункт в рекомендации Минпечати о том, что журналисты не должны пытаться получить доступ "к секретной информации спецслужб", вызвал усмешку даже у маститого околокремлевского политтехнолога Глеба Павловского. Он считает это требование невыполнимым. Его поддержал обозреватель РТР Александр Гурнов: "Есть ситуация, когда каждый делает свое дело, и если журналист узнал новость, его право сообщить ее в редакцию".