CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

В Туркменистане собрано менее 200 тысяч тонн хлопка

6 ноября 2002

Туркменистане собрано менее 200 тысяч тонн хлопка

Он работает в ООНовском проекте в качестве эксперта по сельскому хозяйству, собирая данные о хлопкопроизводстве в стране, о перспективах этой отрасли экономики, занимающей особое место в структуре международного экономического партнерства. Четыре года назад Чарыяр Довлетов был уволен из Министерства сельского хозяйства Туркменистана за поддержание «дружеских отношений с бывшими руководителями ведомства и несогласие с аграрной политикой Туркменбаши». Таких, как он, в Туркменистане - считанные единицы, с прочными знаниями, с опытом практической и научной работы. Он был в числе тех, кто еще в 1993 году предложил Ниязову комплексную, просчитанную в деталях программу реформирования туркменского села, модернизации структуры агропроизводства, применения современных форм функционирования дайханских хозяйств. Он был одним из авторов концепции развития туркменского села в условиях рынка. Однако ни реформы, ни даже носители подобных идей Ниязову были не нужны. Таким образом квалифицированный специалист потерял работу. Его знания и уровень профессиональной подготовки заинтересовали представителей ООН, которые занимались подготовкой докладов и отчетов о положении дел в экономике Туркменистана. Чарыяр Довлетов стал участвовать в этой работе в качестве независимого эксперта. Задача не из простых: Туркменистан переживает тяжелые времена, в управлении экономикой доминирует волюнтаризм и диктат одного человека, который подвел страну к последней черте, за которой - крах.

С. Ниязов - обычный советский партаппаратчик, для которого важен не факт, а разговоры вокруг него, не убранный мусор, а «решение большого государственного совета о всенародной программе уборки мусора», не зерно и хлопок, а праздничные концерты, посвященные «рекордным урожаям». Сплошная фальшь, обман и демагогия...

В нынешнем году в Туркменистане собрано чуть более четверти запланированного урожая. Это не помешало Ниязову шумно отпраздновать выполнение плана на 120 процентов. Все мы знакомы с советской техникой приписок, но приписать 1,5 миллиона тонн - это чересчур. Понимая, что страна останется голодной, едва наградив своих «героев-хлеборобов», Туркменбаши немедленно дал поручение организовать поставки пшеницы из Украины по клирингу. Это во всем остальном мире «Итеру» знают как энергетическую корпорацию, а в Туркменистане она больше известна как «Чрезвычайная контора по поставкам зерна и других видов продовольствия для спасения населения Туркменистана от роковых ошибок его президента».

Ч. Довлетов говорит, что ниязовская зерновая стратегия ущербна изначально, ибо не имеет никакой научно-практической проработки. Распределение и использование водных ресурсов в различных регионах страны нерационально и экономически не обосновано, имеющаяся агротехника не приспособлена к условиям Туркменистана. «Все разговоры Ниязова о зерне, о хлопке, о диковинных урожаях никакого отношения к развитию Туркменистана не имеют. Это все примитивные игры, стремление покрасоваться перед соседями и пустить пыль в глаза, - продолжает Ч.Довлетов. - Однажды, в середине девяностых годов прошлого века он заявил, обращаясь к сотрудникам министерства сельского хозяйства и руководителям дайханских хозяйств, что, несмотря ни на что, через несколько лет будет производить хлопка «не меньше, чем Каримов». Вот такая логика у туркменского «сердара», который сделал народ заложником своего нездорового соревнования с соседями, которым, честно говоря, плевать на Ниязова и его рекорды. Все заняты делом: одни собирают урожай, а другие пишут об урожае стихи.

Дайхане все чаще отказываются работать на Туркменбаши даром. А хлопок - не хлеб, его на Украине не купишь и в Узбекистане, как в старые добрые советские времена, не «займешь». Если за покупку узбекского автомобиля Ниязов дал указание выгонять с работы и конфисковывать имущество, то за узбекский хлопок вполне могут и расстрелять, прислонив к комбайну «Кейс». Отсюда и проблема: приписать можно хоть миллион тонн хлопка, хоть два, хоть три... А дальше что? Ведь кроме того, что сорвались внешнеторговые операции, связанные с хлопком, неудовлетворенными останутся потребности собственных текстильных фабрик. Как это ни прискорбно, но страна осталась без хлопка, и скрыть этот факт невозможно настолько, что даже любитель красивых «дутых» цифр с шестью нулями Сапармурат Ниязов решился «подвести неутешительные итоги хлопкоуборочной страды». И эти итоги стали первыми официально неутешительными за 11 летнюю историю независимого Туркменистана. То ли еще будет...

Тем временем Ниязов уже распределил ответственность за «хлопковый провал» между дождем, засухой и глупыми губернаторами, которые неправильно распорядились доверенной им американской техникой. Туркменбаши еще несколько месяцев назад знал, что больше 180 тысяч тонн собранного хлопка ему не видать, как собственных ушей. Но привычка - вторая натура. И он дал команду хоть чуть-чуть приукрасить ситуацию.

Первым, как всегда, откликнулся большой специалист в области социалистического сельского хозяйства, знаток колхозов, совхозов и технологии приписок, бывший собственный корреспондент советской газеты «Сельская жизнь» по Туркменистану Григорий Колодин, ныне туркменский дипломат и смотритель ниязовского сайта «Туркменистан.ру». 4 ноября 2002 года этот информационный, извините за выражение, орган сообщил, что недобор хлопка в Туркменистане присутствует, но 500 тысяч тонн все-таки собрано. Позорный показатель округлили в сторону увеличения по максимуму, но это экономике страны никак не поможет. И туркменским дайханам от таких манипуляций с цифрами ни холодно, ни жарко, что они и доказали массовым отказом от участия в сельхозработах на хлопковых полях в нынешнем году.

Закончить данную заметку хочется поздравлением в адрес бывшего Первого секретаря ЦК КПТ тов. Сапара Атаевича Ниязова с наступающим праздником Великой Октябрьской социалистической революции. К этому празднику бывшие советские руководители всегда готовили для своего народа самую большую ложь. В ниязовском Туркменистане эти традиции чтут и сегодня.

Джунаид Пирмухамедов, Ашхабад-Чарджоу-Керки Гундогар 06 Nov 2002

gundogar.org

Предыдущая статьяНе верю!
Следующая статьяМожет ли оппозиционер быть террористом?