Сергея Дуванова, подозреваемого в изнасиловании несовершеннолетней, поставили под сомнение все следственные действия.
История с задержанием известного оппозиционного журналиста Сергея Дуванова, подозреваемого в изнасиловании несовершеннолетней, стала одним из крупнейших скандалов в области взаимоотношений власти и оппозиции в стране. И не столько из-за собственно уголовного преследования деятеля оппозиции (в последнее время это стало довольно частым явлением), сколько из-за повода, а также многочисленных сомнительных, грубых и неуклюжих действий властей, подчас дискредитирующих сами себя. Имеются в виду и ставшие уже чуть ли не нарицательными "тезисы к пресс-конференции" в областном ГУВД, отправленные с факса пресс-службы Президента, и пресс-релиз областного ГУВД со столичного факса (предположительно, факс пресс-службы КНБ), и сами следственные действия, описанные защитниками Дуванова вчера в Национальном пресс-клубе.
Напомним, сотрудник Казахстанского международного бюро по правам человека (КМБПЧ), редактор бюллетеня "Права человека в Казахстане и в мире" был "приглашен" в Карасайский РОВД Алматинской области рано утром 28 октября, после чего в качестве "приглашенного" провел за решеткой весь день до часа ночи и лишь после этого был переведен в разряд "подозреваемого". По словам заместителя начальника ГУВД Алматинской области Мурата УРУМХАНОВА, это было необходимо для выяснения некоторых обстоятельств. Как рассказал г-н Урумханов, в 6 утра 28 октября в Карасайский РОВД поступило заявление от гражданки С. и ее 14-летней дочери К. об изнасиловании последней гражданином Дувановым.
Потерпевшая рассказала, что 27 октября в поселке Кайнар со своей подругой относила ужин отцу подруги, который работал по найму на участке Сергея Дуванова. Девочки помылись там в бане, и якобы хозяин дома попросил К. остаться, склонил ее к употреблению спиртных напитков и попросил сделать ему массаж. К. массаж сделала, после чего была изнасилована. По словам г-на Урумханова, Дуванов рассказал эту историю иначе: девочка сама домогалась его, он выпил какой-то напиток и неожиданно уснул. Защитник журналиста Евгений ЖОВТИС и адвокат Виталий ВОРОНОВ сообщили на пресс-конференции, что требовали независимой экспертизы крови Дуванова на наличие там каких-либо усыпляющих и т.п. веществ.
Однако время, по словам г-на Воронова, упущено. Забор крови Дуванова, сделанный официально, равно как и другие следственные действия, вызывают у него и защитников серьезные сомнения в объективности и претензии. После обыска на даче у Дуванова они выразили недоверие всем следственным работникам Карасайского РОВД и Алматинского ГУВД, обратились к областному прокурору с ходатайством об отводе следователя Галии Жакуповой и отказались от участия во всех следственных действиях до рассмотрения их ходатайства. Сам обыск был расценен как провокация и отрежиссированный спектакль.
По словам г-на Жовтиса, 31 октября истекал срок задержания Дуванова, и следствию было необходимо доказательство того, что журналист знал о несовершеннолетнем возрасте К. и, несмотря на это, якобы решился на изнасилование (отягчающий признак, который может стать решающим аргументом накануне принятия решения об аресте). Г-н Жовтис сообщил, что именно поэтому следствие "вдруг" обнаружило в одной из книг Дуванова листок с анкетными данными К., а сам процесс обнаружения этого листка был настолько комично-неестественным, что стоит показать отснятый материал по ТВ.
Г-да Воронов и Жовтис также заявили, что будут обязательно использовать "тезисы к пресс-конференции" как доказательство того, что это политическое преследование. С этим документом вообще инициаторы так называемого "дела Дуванова" совершили чуть ли не самый грубый прокол. И даже вчерашние объяснения пресс-секретаря МВД (пожалуйста, 6-я стр.) выглядели более чем сомнительно. Сам факт того, что пресс-секретарь МВД отсылает пресс-релиз по якобы заурядному уголовному делу (силовики почему-то постоянно подчеркивают банальность и обыденность изнасилований) с факса пресс-службы главы государства, причем в 6.50 утра (за Дувановым полиция приехала в 7 утра), дает вполне обоснованный повод не только оппозиции, но международным организациям для аргументированной критики как минимум. Хотя бы за то, что в тезисах заранее говорится, к примеру, такое: "После того, как к Дуванову был допущен адвокат, он начал давать показания. путанные, противоречивые, сводятся к тому, что был пьян - ничего не помню" (Жовтис, напомним, не был допущен к Дуванову до шести вечера). Сам же факт рассылки "тезисов" вызывает сомнения не только в профессионализме провластного пиара (делающего скорее пиар оппозиционерам), но и в безопасности прессы и политиков вообще. "Тезисы", видимо, по ошибке размножили и раздали журналистам в ГУВД работники пресс-службы. При этом очевидно, что либо они не заглядывали в текст, либо слишком уже недооценивают СМИ.
По словам г-на Жовтиса, Сергей Дуванов с середины 29 октября был лишен возможности принимать пищу, так как было запрещено передавать ему продукты. Правозащитник сообщил, что сотрудники ИВС предлагали Дуванову макароны на воде в алюминиевых мисках без ложки. В ответ журналист отказался есть, сославшись на то, что не обучен есть по-собачьи, и объявил "сухую" голодовку.
Напомним, 48-летний Сергей Дуванов имеет жену и дочь (которая сейчас обучается в США). В свое время он возглавлял ТРК "М", ликвидированную после известного тендера на частоты. Позже он поддержал Акежана Кажегельдина, РНПК и ДВК, работал в КМБПЧ, выпускал бюллетень, активно писал для оппозиционных интернет-сайтов. Одна из таких статей ("Молчание ягнят") стала поводом для возбуждения КНБ уголовного дела по оскорблению чести и достоинства Президента. В августе Дуванов был сильно избит неизвестными в подъезде своего дома. По этому поводу с возмущением выступил глава государства, потребовавший найти преступников. Но силовики не смогли этого сделать, а министр внутренних дел в качестве версии предположил в этом событии попытку провокации со стороны оппозиции.
На этот раз Дуванов, заявили правозащитница Жемис ТУРМАГАМБЕТОВА и политолог Нурбулат МАСАНОВ, стал объектом спланированной дискредитации. Г-жа Турмагамбетова полагает, что с помощью именно такой "позорной" статьи власти хотят опорочить Дуванова прежде всего в глазах международных институтов. 28 октября Сергей Дуванов должен был вылететь в Вашингтон по приглашению Центра Карнеги, чтобы выступить с докладом о положении дел со свободой слова и правами человека в Казахстане.
Дуванов с самого начала отрицает свою вину, но если она будет доказана, ему грозит от 4 до 10 лет лишения свободы. Адиль ДЖАЛИЛОВ.