созданием правительства Гюля у Ирана и Турции появились новые возможности
Как 19 ноября сообщил на сайте «Руйдад» политический обозреватель Морад Виси, Абдуллах Гюль обнародовал состав своего кабинета и принял полномочия главы правительства от Бюлента Эджевита.
В новом правительстве количество министерских постов сократилось с 38 до 24. Все посты в этом правительстве занимают члены Партии справедливости и развития, получившей 65% мест на парламентских выборах.
Партию справедливости и развития (ПСР), которая относится к числу исламистских, следует теперь считать и партией большинства турецкого народа, который своими голосами на выборах выразил ей доверие.
Нельзя не учитывать роли главы ПСР Эрдогана как основного премьер-министра Турции (пусть и неофициального). В любом случае Абдуллах Гюль будет преследовать те же цели, что и Эрдоган, и проводить политику последнего. Таким образом, как внутри самой Турции, так и за ее пределами прислушиваются к мнению Эрдогана, консультируются и советуются с ним и считают его духовным наставником кабинета. По поводу отношений Турции с Ираном следует указать на следующее моменты:
1. Министр иностранных дел Турции выступает за укрепление связей с арабскими и исламскими странами наряду с сохранением отношений Турции с НАТО и продолжением усилий по ее вступлению в Евросоюз.
2. Абдуллах Гюль сторонник того, чтобы Турция играла роль моста между Востоком и Западом.
3. Турция и Иран, несмотря на некоторые расхождения во взглядах на международные и региональные проблемы, имеют достаточно много общих интересов, и ни одна из сторон не может не учитывать это.
4. Несмотря на позитивное отношение представителей ПСР к вопросу о развитии отношений с Ираном, нельзя оставлять без внимания тот факт, что внешняя политика Турция строится не только правительством. Большое значение в этой связи имеют взгляды президента страны, членов Совета национальной безопасности, военных. В целом можно надеяться на благоприятное отношение турецкого правительства к вопросу об отношениях между Турцией и Ираном. Если при этом учесть новую политику правительства Хатами, то эти надежды станут еще более обоснованными. Иран проявляет достаточную гибкость и проводит политику разрядки напряженности. Он намеревается предпринимать серьезные шаги в деле улучшения отношений со своими соседями. Все это открывает новые возможности для Ирана и Турции.