за энергетический сектор может изменить национальный фонд Казахстана
Некоторые чиновники и эксперты в Казахстане полагают, что правительство "потеряло контроль" над энергетическим сектором страны и желает предпринять шаги по сокращению влияния зарубежных конгломератов на разработку нефти и газа. По имеющимся данным, некоторые предлагают использовать нефтяной фонд Казахстана для финансирования новых государственных энергетических проектов. Однако эта идея столкнулась с жестким противодействием со стороны высших финансовых чиновников Казахстана.
23 октября журнал "Нефтекомпасс" сообщил со ссылкой на анонимный источник, что некоторые чиновники в администрации президента Нурсултана Назарбаева желают пустить некоторую часть средств государственного фонда Республики Казахстан на разработку нефтегазовых проектов, используя в качестве посредника национальный банк развития. Этот фонд, составляющий 1.6 млрд. долларов, задумывался как сберегательный инструмент для обеспечения стабильного развития страны. Проекты, финансируемые из этого фонда, были призваны приносить широкие социальные плоды. 30 октября газета "Казахстанская правда" сообщила со ссылкой на Назарбаева, заявившего в своей речи, что этот фонд организовывался для защиты отечественной экономики от нестабильных внешних условий.
Как пишет "Нефтекомпасс", некоторые из правительственных чиновников, включая премьер-министра страны Имангали Тасмагамбетова, склоняются к протекционистскому подходу в отношении энергетического развития и пытаются найти пути стимулирования более активного участия местных компаний в нефтегазовом секторе. Их целью является уровнять Казахстан и западные нефтяные гиганты в предприятиях по развитию энергетического сектора страны.
Нефть представляет одну из важнейших составляющих богатств Казахстана, и большая часть ее находится сейчас в иностранных руках. "Государство практически потеряло контроль над крупнейшими и наиболее многообещающими нефтегазовыми месторождениями", - говорит Сергей Смирнов, старший научный сотрудник государственного Института стратегических исследований. По его оценкам, 75 процентов геологических резервов нефти и 79 процентов резервов газа контролируется иностранным капиталом.
Государственная нефтегазовая компания "Казмунайгаз" в настоящее время не располагает достаточным капиталом для финансирования крупных разведочных проектов, утверждает "Нефтекомпасс". Это заставляет экономических националистов в администрации изыскивать новые источники финансирования.
Один из наблюдателей, знакомых с ситуацией изнутри, побеседовал с EurasiaNet на условиях сохранения анонимности. Он высказал предположение, что предложение относительно национального фонда является отражением "борьбы за нефть между заинтересованными группами в Казахстане". "Эта борьба за последний год усилилась, что заставило Назарбаева призвать ведущие финансово-промышленные группы консолидироваться и совместными усилиями профинансировать развитие каспийского шельфа", - добавил он.
Различные группы в Казахстане, в том числе контролируемые друзьями и близкими родственниками Назарбаева, активно разыгрывают сейчас карты прибыльных экономических секторов, включая сектор СМИ. [см. архив EurasiaNet] Экономическая борьба выплеснулась за рамки экономики на политическую арену в 2002 году, когда Назарбаев предпринял наступление на оппозиционное движение "Демократический выбор Казахстана" (ДВК), среди лидеров которого были некоторые известные предприниматели. [см. архив EurasiaNet].
Олег Егоров, нефтяной эксперт Института экономических исследований Казахстана публично поддержал идею привлечения средств национального фонда для повышения конкурентоспособности компании "Казмунайгаз". Высшим чиновником в этой компании является Тимур Кулибаев, зять президента страны.
"Национальный фонд не должен оставаться в аморфном состоянии, - считает Егоров. - Я не говорю, что нужно забрать все средства и пустить их на эти цели, поскольку он является фондом для будущих поколений и должен пополняться. Так, финансирование переработки нефти намного более прибыльно, чем сырая нефть (ее добыча)".
Нарастающие споры вокруг использования средств из государственного фонда не уникальное явление, свойственное только Казахстану. В самом деле, в Азербайджане президент Гейдар Алиев уже подписал указ о том, чтобы использовать деньги из нефтяного фонда страны на нужды строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. В июльском указе подчеркивается, что средства из нефтяного фонда пойдут на финансирование по крайней мере 30 процентов доли государственной компании в расходах на строительство, составляющей 220 мнл. долларов. Таким образом, по крайней мере 66,5 млн. долларов из 600 млн. средств фонда этим указом передается государственной нефтяной компании СОКАР. Некоторые эксперты считают, что реальный объем средств, которые будут привлечены из нефтяного фонда, может быть значительно выше.
Лишь немногие наблюдатели полагают, что правительство Казахстана станет использовать средства из государственного нефтяного фонда на финансирование нефтегазовых проектов в ближайшем будущем, в основном потому, что некоторые влиятельные чиновники не поддерживают эту идею. По словам источников "Нефтекомпасса", глава Национального банка Казахстана Григорий Марченко выступает против этой идеи, также как и заместитель главы президентской администрации Ержан Утембаев, который, по сведениям, является влиятельным человеком в экономических кругах. Как сообщается, эти чиновники полагают, что использование средств национального фонда на финансирование предприятий по развитию энергетического сектора противоречит интересам Казахстана. В уставе фонда, отмечает "Нефтекомпасс", говорится, что инвестиции должны направляться в "стабильные и ликвидные зарубежные финансовые холдинги" так, чтобы с их помощью можно было залатать дыры по государственным налоговым и иным сборам.
Некоторые казахстанские чиновники сетуют, что предприятия энергетического сектора все чаще направляют экспорт через оффшорные зоны - включая Бермуды и Виргинские острова - снижая тем самым приток налоговых поступлений в бюджет страны. И самом деле, экспортные потоки из Казахстана в оффшорные зоны увеличился со 100 млн. долларов в 1995 г. до 2,2 млрд. долларов в 2002 г. За последний отчетный период 1,1 млрд. долларов из почти 5 млрд. нефтяного экспорта прошли через оффшорные зоны, сообщил газете "Республика" член парламента Валерий Землянов. От того, что нефтяные предприятия продают энергию трейдинговым компаниям в оффшорных зонах по чрезвычайно низким ценам, а государство разрешает нефти утекать по этому пути, по оценкам Землянова оно уже потеряло 2 млрд. долларов.
Прим. ред. Элдар Кусаинов является центрально-азиатским журналистом, использующим псевдоним из боязни преследований со стороны правительства.
Элдар Кусаинов