CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

respublika.kz

Зло подобно раку

22 ноября 2002

подобно раку

В борьбе с коррупцией Казахстан по праву заслужил звание лидера Центральной Азии. Правда, особых антикоррупционных достижений за этим званием нет...

Примерно к такому журналистскому выводу можно было придти по окончании международного "круглого стола" "Антикоррупционные инициативы в Центральной Азии", прошедшего в Алматы 15-16 ноября под эгидой международной организации "Транспаренси Интернешнл" и ее представителя в Казахстане в лице общественного фонда "Транспаренси Казахстан".

Состав участников "круглого стола" оказался весьма представительным - кроме посланцев неправительственных организаций из стран Центральной Азии (за исключением Туркменистана) и США, в его работе участвовали представители таких международных организаций, как ПРООН и ОБСЕ, ЮСАИД, посольства США. Не было только казахстанских чиновников, которых, как выяснилось, организаторы и не приглашали, так как главным содержанием "круглого стола" было обсуждение антикоррупционных инициатив.

Дувановым дело не ограничится

Стиан КРИСТЕНСЕН, координатор программы по СНГ и Монголии "Транспаренси Интернешнл", подтвердил намерение этой организации активно работать в нашем регионе. Пока, правда, такая работа ведется в основном в Казахстане, где правительство в принципе сотрудничает с НПО в их антикоррупционной деятельности. Сейчас начинается формирование национальной организации в Кыргызстане, но поскольку с такой инициативой к "Транспаренси Интернешнл" обратилось ... правительство этой страны, то, как выразился г-н Кристенсен, тут есть над чем подумать.

Стратегия борьбы с коррупцией его организации включает первый этап в виде повышения информированности общественности о состоянии коррупции, а затем переход ко второму этапу - разработке инструментов по борьбе с коррупцией. Для наглядности на "круглом столе" были распространены компакт-диски с набором таких инструментов для борцов с коррупцией и конкретными примерами их применения в различных странах.

Что касается прессы, то Стиан Кристенсен указал на слабость местных СМИ из-за недостатка ресурсов и опыта работы. Кроме того, журналистская деятельность затрудняется политикой властей стран региона, и Казахстан здесь исключением не является. В этой связи во время работы "круглого стола" не раз упоминалось имя недавно арестованного журналиста Сергея Дуванова.

Как полагает г-н Кристенсен, подобные случаи будут происходить и в дальнейшем. Иностранные же инвесторы, по его мнению, приходят в любую страну делать деньги, и что будет с населением, их в принципе не волнует. Тем не менее в транснациональных компаниях понимают свою ответственность перед общественностью, и с ними "Транспаренси Интернешнл" взаимодействует "на глобальном уровне, чтобы объяснить им влияние на Казахстан". Недостаточно развито в странах региона и гражданское общество, а государственные органы зачастую лоббируют деловые интересы тех или иных лиц. По мнению г-на Кристенсена, наблюдается и недостаточная вовлеченность международных организаций в борьбу с коррупцией.

Знал, но молчал

Виталий ВОРОНОВ, председатель правления ОФ "Транспаренси Казахстан", сообщил, что опыт Казахстана в создании правовых институтов по борьбе с коррупцией признан во многом уникальным. Дело в том, как подчеркнул г-н Воронов, только у нас создавались комиссии при президенте по борьбе с коррупцией. Причем первый указ главы государства на эту тему был издан еще 17 марта 1992 года! Правда, г-н Воронов констатировал, что "результатов мы не увидели". Он также обратил внимание на то обстоятельство, что такие комиссии появлялись либо накануне избирательных кампаний, как это произошло в 1995 и 1998 годах, или же накануне обострения внутриполитической ситуации, как в прошлом году.

В целом же, по его мнению, возможности общественных организаций влиять на коррупцию в нашей стране минимальны, хотя особого противодействия властей не наблюдается, а на мероприятиях "Транспаренси Казахстан" достаточно часто присутствуют участники и гости самого высокого уровня. СМИ тоже нельзя считать важным фактором в борьбе с коррупцией наряду с парламентом и правоохранительными органами. Можно было бы, конечно, использовать опыт Литвы, где создали службу специальных расследований, отобрав в нее тщательно проверенные кадры, не запятнанные сотрудничеством с КГБ, и подчинив ее президенту и парламенту. Доверие литовцев к этой службе очень высоко. Хотя "Транспаренси Казахстан" предлагало реализовать аналогичный подход и в нашей стране, дальше рекомендаций дело не пошло.

Весьма симптоматичным стало заявление г-на Воронова о том, что международные организации сыграли негативную роль в развитии коррупции в Казахстане. Оказывается, глава Всемирного банка Джеймс ВУЛЬФЕНСОН знал про 1 млрд. долларов, переведенных в секретный спецфонд правительства Казахстана за рубежом, что и подтвердил на встрече с представителями НПО, в которой участвовал г-н Воронов, задавший вопрос по этому поводу. Правда, личное отношение г-на Вульфенсона к этому факту негативное.

Не жареные факты, а системный подход

Сергей ЗЛОТНИКОВ, исполнительный директор "Транспаренси Казахстан", рассказал о четырехлетнем опыте своей организации, которая стала первой в нашей стране, в уставных документах которой поставлена цель борьбы с коррупцией. Стратегией этой организации является создание антикоррупционных коалиций с партнерами и работа с госструктурами путем выработки соответствующих рекомендаций.

Среди уже реализованных проектов г-н Злотников отметил мониторинг действующего законодательства, создание Антикоррупционного информационного центра, оценку национальной системы неподкупности в Казахстане, проект "Суды без коррупции", исследование коррупции в системе образования, правоохранительных органах, в среде предпринимательства, проект "Caspian Revenue Watch" по изучению деятельности Национального фонда и доходов от нефти Каспия. Сейчас реализуется аналогичный проект по казахстанским СМИ, ведется цикл лекций "Основы антикоррупционной деятельности" для студентов вузов (впервые в СНГ).

Но даже при такой громаде проектов и планов, по мнению г-на Злотникова, побороть коррупцию вообще нельзя, хотя снизить ее уровень общими усилиями можно. В отношении роли СМИ в борьбе с коррупцией г-н Злотников призвал журналистов "не давать жареные факты, а подходить системно". По его мнению, большая часть толковых журналистов покинула информационное поле, а корпоративные нормы в их среде невысоки. Как уже сообщалось, "Транспаренси Казахстан" высказывается за принятие закона о прозрачности СМИ и их владельцев с публикацией финансовой отчетности.

Национальные особенности коррупции

Хотя национальных организаций "Транспаренси Интернешнл" в других республиках Центральной Азии еще нет, коррупция там есть и местами с ней даже борются. Например, в Кыргызстане, как сообщила Галина КАЙСАРОВА, представлявшая Комитет по правам человека Ассоциации юристов этой страны, ввели даже в уголовный кодекс статью аниткоррупционного характера. Правда, никого по этой статье еще не осудили.

Есть и госпрограмма по усилению борьбы с коррупцией, контрабандой и экономическими преступлениями на 2001-2003 годы, однако проект закона о коррупции с 1999 года лежит в парламенте. Признают наличие коррупции в стране и на самом "верху" - президент Кыргызстана как-то говорил, что 80% населения не верит в судебную систему.

По мнению г-жи Кайсаровой, в основе коррупции лежит плохая экономика, и поэтому не удивительно, что кыргызские предприниматели переезжают в Казахстан - по их мнению, тут свободнее, не говоря уже об экономическом подъеме последних лет. На вопрос нашей газеты о том, как сказалось вступление Кыргызстана в ВТО на коррупции, г-жа Кайсарова ответила, что она по-прежнему растет.

В Таджикистане, по словам Сабины САЛИХОВОЙ, представителя ОБСЕ в этой стране, закон о борьбе с коррупцией, был принят в 1999 году. Но, по ее мнению, прежде чем принимать закон, надо было обследовать, какие участки поражены коррупцией и причины этого явления, потом уже менять законодательство и начинать борьбу с этим злом. Она также предположила, что государство в Таджикистане не только не хочет бороться с коррупцией, но и не может из-за низкого уровня развития экономики. Весьма показательно ее заявление о том, что ряды "новых таджиков" пополняются не бизнесменами, а сотрудниками спецслужб, которые контролируют малый бизнес.

Но самая оригинальная ситуация сложилась в Узбекистане, где коррупция является закрытой темой, а дела по коррупции не рассматриваются. Все дело в том, что коррупция здесь просто монополизирована, как заявила Гульбахор САЛИМОВА, представляющая ПРООН в Узбекистане. Кстати, с нашей точки зрения, это не так уж и плохо, а для инвесторов даже очень удобно - ведь в таком случае взятка дается один раз, тогда как в Казахстане чиновники всех уровней требуют мзды. Кроме того, монополия на коррупцию дает возможность и управлять ею!

По всей видимости, отражением такого подхода к коррупции является и нынешняя ситуация на оптовых рынках Узбекистана, о которой немало рассказывалось в наших СМИ. Отвечая на вопрос нашей газеты, г-жа Салимова пояснила, что власти Узбекистана проводят реформу налоговой системы, чтобы легализовать базарный и "челночный" бизнесы, а также добиться сертификации ввозимых в страну товаров. Трудности на первом этапе действительно возникли, но ситуация уже входит в нормальное русло, а рынки сейчас работают. Напомним, что аналогичная попытка в нашей стране потерпела провал, а инициировавшее ее Мингосдоходов уже кануло в Лету.

У каждого - своя боль

Среди казахстанских участников образностью сравнений и подбором эпитетов особо выделялся любимец журналистов Виктор ЯМБАЕВ, и.о. президента Алматинской ассоциации предпринимателей. Как говорится, по первое число досталось от него широко разрекламированному мораторию на проверки предпринимателей, который, оказывается, коснулся только индивидуалов, работающих по патентам. Но все равно реакция проверяющих, лишившихся части своей кормушки, была болезненной - "вой поднялся", как отметил г-н Ямбаев.

Он также красочно описал схему коррупции, узаконенную в Административном кодексе - "выписывается максимальный штраф и дается средняя взятка". А вот еще пример на зависть акробатам пера: "Демократия начинается не со свободы слова, свободы сексуальных меньшинств, а со свободы распоряжаться своим имуществом и собственностью".

Воз известных проблем предпринимателей, судя по выступлению г-на Ямбаева, остался и ныне там, где он был до недавнего форума предпринимателей с участием главы государства. Сонм контрольно-надзорных органов, всевозможных РГП и АО, аффилированных с госорганами, по-прежнему благополучно кормится за счет массовых поборов с деловых людей, а самые либеральные законы сводятся на нет драконовскими ведомственно-нормативными актами, которые и "приделывают ручки-ножки законам".

Нельзя не согласиться с Виктором Ямбаевым и в том, что у нас появился малый бизнес больших людей, которых интересуют в основном казино, салоны красоты и увеселительные заведения. Опасность монополизации малого бизнеса чиновниками существует весьма реально, и когда это произойдет, на демократии в Казахстане можно будет окончательно поставить крест. Сегодня, похоже, к этому дело и идет.

Петр КРЕПАК, председатель Ассоциации содействия государственной службе Казахстана, бывший депутат парламента и экс-министр труда, вступился за ту часть слуг народа, которая "не задействована в коррупции". По его мнению, зачастую подстрекает госслужащих к коррупции само население, не говоря уже об отсутствии системы отчетности власти перед населением. Кроме того, и на госслужбе существует своеобразная дедовщина. Помочь делу могла бы и регулярная аттестация политических назначенцев, прохождение ими испытательного срока.

Своя боль есть и у экологических организаций, одну из которых - "Зеленое спасение" представляли на "круглом столе" ее представители Сергей КУРАТОВ и Сергей СОЛЯНИК. Из их выступлений выяснилось, что даже правозащитные организации в нашей стране зачастую пренебрегают экологическими правами человека, не говоря уже о чиновниках. В качестве примера было приведено строительство высоковольтной линии компании "Алматы Пауэр Консолидейтид" в Алматы через поселок "Горный Гигант" и городок МВД.

Само "Зеленое спасение", кстати, выиграло в суде дело против Минэкологии за нарушение конституционных прав и требований Орхуской конвенции на доступ к информации. По мнению экологов, международным организациям следовало бы организовать давление на те мировые институты, которые оказывают финансовую помощь Казахстану, чтобы выделение этой помощи было увязано с правами человека.

Известный политолог Андрей ЧЕБОТАРЕВ в своем выступлении подчеркнул, что в целом наш парламент не слишком подвержен коррупции, так как в основном предприниматели "решают" свои вопросы с правительством. В любом случае, депутатов от коррупционных скандалов охраняет их иммунитет, и даже порицание коллег им не грозит, так как в правилах депутатской этики не предусматриваются меры за совершение правонарушений такого рода. Неподотчетны депутаты и перед избирателями. А критиковать правительство им себе дороже - ведь материально парламент зависит от исполнительной власти.

Говорят доноры

Во второй день семинара выступали в основном представители донорских организаций. Силва РАМАЧАНДРАН, зам. представителя ПРООН в Казахстане, подчеркнул, что наиболее негативное влияние коррупция оказывает на беднейшие слои населения, и вообще это зло подобно раку - если диагноз не установить на ранних стадиях, то смертельный исход неизбежен. ПРООН активно работает в поддержку программ по борьбе с коррупцией - например, в начале года была проведена конференция по этой проблеме, а вскоре выйдет исследование по Казахстану, посвященное анализу общественного восприятия коррупции. Поддержке СМИ в ПРООН также придают большое значение.

Позицию ОБСЕ представил Армандс ПУПОЛС, зав. Отделом экономики и экологии Центра этой организации в Казахстане. По его мнению, "просто говорить, что коррупция плохо - недостаточно. Нужно знать, что порождает коррупцию". ОБСЕ планирует бороться с непрофессионализмом чиновников путем проведения для них специального тренинга. С предпринимателями здесь уже работали по кодексу этики, чтобы объяснить им, как невыгодно работать непрозрачно.

Правда, г-н Пуполс оговорился, что коррупция на высшем уровне - более сложный вопрос, ибо она существует и в развитых странах. Во всяком случае, ОБСЕ постарается, чтобы Казахстан присоединился к международным актам по борьбе с конвенцией. С мнением о том, что в Казахстане будет расти коррупция по мере экономического подъема и переходить в кровавые формы разборок между влиятельными группировками, г-н Пуполс не согласился. Со ссылкой на мнение знакомых бизнесменов, он отметил, что сейчас ситуация несравнимая, с тем, что было раньше у нас.

В ЮСАИД, как следовало из выступления Геннадия ОРЕХОВА, специалиста по вопросам формирования правового государства, с поддержкой антикоррупционных инициатив на ближайшее будущее пока не определились, и намерены прояснить ситуацию в декабре на конференции с участием всех доноров. Но в принципе ЮСАИД намерен отказаться от регионального подхода в странах Центральной Азии, поскольку видят наличие в них разных условий и подходов к этой проблеме.

Опыта этой организации в поддержке антикоррупционных проектов по всему миру не занимать - еще в 60-х годах они реализовывались в Латинской Америке и Африке. В Центральной Азии есть своя специфика, но в целом, по мнению г-на Орехова, сейчас озабоченность коррупцией, ее влиянием на экономику медленно, но неуклонно растет. Есть и неожиданные результаты - например, в Таджикистане было проведено независимое тестирование судей, в результате которого не прошедшие его судьи потеряли работу. В итоге судейский статус значительно возрос, снизился и уровень апелляций на судебные решения.

Тулеген АСКАРОВ

respublika.kz

Предыдущая статьяБорьба за энергетический сектор может изменить национальный фонд Казахстана
Следующая статьяЮГ КЫРГЫЗСТАНА: НАРАСТАЕТ УГРОЗА УСИЛЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ