CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

mn.ru

Поучиться у Турции

24 декабря 2002

Поучиться у Турции Александр Янов Главное - не критиковать Европу, а идти в нее

В статье Владимира Лукина "Россия за порогом" (см. "МН" N 48 за 2002 год) речь шла о европейской "холодности" в отношении нашей страны. Между тем не одна только Россия сталкивается с европейским снобизмом. Как к нему относиться? Наш постоянный автор Александр ЯНОВ предлагает присмотреться к опыту Турции. Давно не сотрясали такие страсти европейских политиков, как в последние недели накануне 13 декабря. Спорили о том, что ответит ЕС на категорическое требование Турции - нет, не быть приглашенной наряду с Литвой или Польшей, - но всего лишь назначить дату для начала официальных переговоров о ее кандидатуре в гражданский клуб Европы.

Для Турции, заявляло ее новое правительство, это вопрос основополагающий: принадлежит она к Европе или нет? Вот тут спор и закипел. Председатель европейского Конвента Валери Жискар дЭстен, например, без колебаний ответил: нет! Принятие Турции в ЕС, сказал он, означало бы конец Европы. Хотя бы потому, что подавляющая часть ее территории за исключением крошечного клочка вокруг проливов - в Азии. Министр иностранных дел ЕС Хавьер Солана парировал: география не относится к числу наших принципов. Британский журнал Economist демонстративно аршинными буквами вынес на обложку: ТУРЦИЯ ПРИНАДЛЕЖИТ К ЕВРОПЕ.

Их аргументация проста: в основе европейской идеи лежат моральные ценности, не география, не конфессия, не цвет кожи. Турция стремится к тому, чтобы ее ценности совпали с европейскими. К тому, другими словами, чтобы в основу их легли свобода, права человека, уважение к национальным меньшинствам. Статус кандидата в ЕС облегчит ей эту трансформацию ценностей. Смотрите, что происходит в ней уже сейчас, когда она лишь надеется стать кандидатом.

30 лет шла в Турции, по сути, гражданская война. 30 лет не желала и слышать Анкара об автономии курдов, даже об их праве на образование на своем языке, не говоря уж о курдских СМИ. Десятки тысяч людей с обеих сторон погибли в этой войне. Такая вот своего рода турецкая Чечня, если угодно. И вот, пожалуйста, прокладывая дорогу в Европу, турецкое правительство вносит в парламент, и тот одобряет, пакет законов, все это курдам разрешающий. И вдобавок еще отменяющий смертную казнь.

Если даже такие застарелые, болезненные и десятилетиями не поддававшиеся решению проблемы тем не менее решаются лишь в надежде стать кандидатом в ЕС, то насколько же быстрее пойдет дело, когда эта надежда сбудется? Когда все глаза в Европе будут обращены на Турцию и страна почувствует, что трансформация ее ценностей - императив? Так говорят сторонники вступления Турции в ЕС.

Есть, однако, и другая сторона дела, о которой никто не говорил, но все думали. 70-миллионная Турция - мусульманская страна. Ее новое правительство (и большинство в парламенте) имеет, как деликатно выражаются западные СМИ, "исламские корни". Лидер ее правящей партии Реджеп Тайин Эрдоган еще в 1998-м сидел в тюрьме за публичное чтение исламской поэмы, что в секулярной Турции сочтено было оскорблением общественной нравственности. Так не изменит ли ее принятие в ЕС (в дополнение к 15 миллионам мусульман, уже живущим в Европе) весь ее религиозный баланс? И что тогда приключится с европейскими ценностями?

Отдадим должное Эрдогану. Он первый выпустил, так сказать, кота из мешка. Вопрос о кандидатуре Турции в ЕС, сказал он, не есть лишь турецкий вопрос. Это вопрос о ценностях Европы. Хочет ли она оставаться закрытым христианским клубом? Серьезны ли ее разговоры о том, что борется она лишь с исламским фундаментализмом, а не с исламом? Если да, то почему боится она демократического ислама? Турция понимает, что, даже став кандидатом в ЕС, раньше, чем через 10 - 15 лет полноправным его членом она не станет. Так что у Европы всегда будет возможность ей отказать, если она найдет, что Турция не исполняет своих обязательств. В конце концов важен ведь не столько факт вступления в ЕС, сколько процесс трансформации ценностей с обеих сторон.

Надо полагать, именно этот аргумент Эрдогана повлиял на ЕС. В последнюю минуту решено было начать переговоры в декабре 2004 года.

Удивительно ли после этого, что, когда я слышу жалобы российских либералов - и на то, как никакой трансформации ценностей в России не происходит, и на то, как ЕС опять оставляет ее за бортом, приходит мне в голову одна и та же мысль: а где же российский Эрдоган? Почему Россия, декларируя свою принадлежность к Европе, не добивается ее, как Турция? Короче, почему Турция понимает, что за принадлежность к Европе надо драться, а Россия не понимает? Разве турки больше европейцы, чем мы?

mn.ru

Предыдущая статьяОперация "Пакт"
Следующая статьяСтраны - участницы СНГ займутся организацией интегрированного валютного рынка