Азербайджан может стать "иранским фронтом"
По словам бывшего министра иностранных дел ИРИ Али Акбара Велаяти, "Иран обладает выигрышным влиянием на Талышский регион близ Каспийского моря". Р.ОРУДЖЕВ Н.АЛИЕВ
Газета Jerusalem Post опубликовала статью журналиста Амира Тахери, который проанализировал политику Ирана по противодействию влиянию США в регионе. По его данным, в Иране проходят ожесточенные столкновения мнений между президентом М.Хатами и его предшественником Хашеми Рафсанджани, которого поддерживает нынешний аятолла Али Хаменеи. Главный советник аятоллы по внешней политике, бывший министр иностранных дел Али Акбар Велаяти заявляет, что "американский большой сатана никогда не примет исламскую систему. США прибирают Ирак, чтобы завершить окружение нашей Исламской Республики. Помогать американцам победить Ирак убийственно для нашей революции".
Недавно в одной из статей Велаяти разъяснил стратегию, имеющуюся у духовного руководства ИРИ, нацеленную на "противопоставление большому сатане с множества фронтов". Согласно плану, Ирак будет одним из фронтов. У его границ Иран сконцентрировал так называемую бригаду Бадр. Бригада состоит из 10000 мужчин - иракских шиитских партизан. У Ирана также есть курдское соединение из 6000 бойцов, известное, как "Хезболлах Курдистан". Другой фронт, согласно Велаяти, будет афганским, где Иран имеет близкие связи с Исмаил Ханом, "эмиром" Герата, а также вооружает шиитов-хазарейцев в Бамиане и Mайдан-Шахре. Но наибольший интерес представляет заявление внешнеполитического советника аятоллы о том, что "другим фронтом может стать Азербайджан, где Иран обладает выигрышным влиянием на Талышский регион близ Каспийского моря". Таким образом, экс-глава МИД ИРИ фактически признает, что его страна проводила целенаправленную работу в южном секторе Азербайджана. Странно также, добавляет иранский журналист, что "союзниками Ирана в Азербайджане являются мусульмане-сунниты, противоположные шиитскому большинству, лидеры которого придерживаются проамериканской внешней политики и имеют близкие связи с Турцией". Иран также имеет значительное влияние в Армении, где в тандеме с Россией, он помог армянским вооруженным силам захватить 10 лет назад азербайджанский анклав Нагорный Карабах, пишет Тахери. При этом Велаяти настаивает, чтобы Иран избежал прямой конфронтации с США. Он рекомендует заняться созданием "бесчисленных маленьких очагов напряженности тут и там", предназначенных для того, чтобы отвлечь США непосредственно от Ирана, и убедить американское общественное мнение, что затянувшаяся борьба за мир на Ближнем Востоке не стоит предлагаемой цены.
По сути, Велаяти призывает к развязыванию новых конфликтов в регионе, которые могут привести только к новым жертвам. И все это лишь ради сохранения действующего тегеранского режима - интересы соседних государств при этом, очевидно, в расчет не принимаются. Главный фронт Велаяти предусмотрел открыть против Израиля. В настоящее время воинственная позиция в руководстве Ирана, "кажется, господствует", пишет Тахери. "Это не только означает, что идет подготовка к "многочисленным пожарам" в соседних странах, предусмотренным Велаяти, это также ускоряет ядерную программу Ирана в надежде успеть разработать "эффективное средство устрашения" в течение двух лет". Интересно, что эти стратегические намерения руководства Ирана уже предугаданы и проанализированы военными верхами США. Еще год назад, в апреле, здесь появилась программа предотвращения новых вспышек агрессии и терроризма в мире. В этой связи была опробована новая военная игра - учение. Условной датой наступления деструктивных сил командование США избрало 1 января 2020 года. Времени на их подавление отводится примерно год, датой уничтожения нападений по всему свету называется 1 января 2021 год. "Все это не слишком невероятно, - заявил Билл Риттенхаус, директор военной игры по вопросам доктрины и тренинга. - Будущее может показать, что помимо множества видов кризисов, которые мы изображаем, мы столкнемся с еще другими". "По сценарию мы используем очень квалифицированную глобальную стратегическую группу, которая является главным действующим участником игры". Члены этой стратегической группы представляют собой гражданских и военных лидеров противоборствующих сторон, которые принимают решения, исходя из интересов своих государств и действующих в них политических систем. Американцы уже испытали некоторые предполагаемые события будущего. "Мы хотим понять, что это означает, когда мы попробуем спроектировать сдерживание агрессивных сил во всем мире", - говорит Риттенхаус. Другой задачей военной игры является определение того, какая часть вооруженных сил США должна будет в этом случае оставлена непосредственно для защиты родины. "Непредвиденные обстоятельства", согласно военной игре, должны будут произойти в небольшом масштабе в Индонезии и Корее, которые станут объектами неблагоприятного внимания Китая. В Колумбии возможен кризис, инспирированный Венесуэлой. Кроме того, американские силы должны будут поддерживать мир в Боснии, в Косово, и в сотрудничестве с НАТО решать вопросы кризиса в Албании.
Но самое интересное опять же то, что с точки зрения американских стратегов коалиции придется отражать в Каспийском регионе агрессию против Азербайджана. Игра-учение предполагает, что Америка задействует все ВВС и ВМС для перемещения сил в эти горячие точки. "Мы теперь можем видеть, какого объема вооружений мы фактически должны достигнуть для обеспечения объективных способностей коалиционных сил, - сказал Риттенхаус. - Мы прогрессируем через эту игру".