CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

В ПИСЬМЕ АДВОКАТА ВЫРАЖАЕТСЯ ОЗАБОЧЕННОСТЬ ВОЗМОЖНЫМ ОБВИНЕНИЕМ ПРЕЗИДЕНТА КАЗАХСТАНА В СВЯЗИ С РАССЛЕДУЕМЫМ В США ДЕЛОМ О КОРРУПЦИИ

9 апреля 2003

EURASIANET В ПИСЬМЕ АДВОКАТА ВЫРАЖАЕТСЯ ОЗАБОЧЕННОСТЬ ВОЗМОЖНЫМ ОБВИНЕНИЕМ ПРЕЗИДЕНТА КАЗАХСТАНА В СВЯЗИ С РАССЛЕДУЕМЫМ В США ДЕЛОМ О КОРРУПЦИИ

Прежде чем торговый банкир Джеймс Гиффен был обвинен в соучастии в даче взяток членам высшего руководства Казахстана, к американским судебным властям неоднократно обращался адвокат, выступавший от имени Казахстана и добивавшийся заверений, что президент Нурсултан Назарбаев не будет фигурировать в этом деле. Об этом свидетельствует текст письма, которое оказалось в распоряжении редакции EurasiaNet. В письме говорится также, что дальнейшее расследование дела Гиффена может вызвать ухудшение отношений между США и Казахстаном.

Датированное 9 сентября 2002 г. девятистраничное письмо на имя заместителя министра юстиции (генерального прокурора) США Ларри Томпсона подписано представителем вашингтонской адвокатской конторы Steptoe & Johnson Ридом Вайнгартеном. В этом письме Вайнгартен, выступающий «от имени своего клиента, Республики Казахстан», просит Томпсона вмешаться в расследование, проводившееся в тот период Большим жюри и связанное с возможным нарушением руководителем коммерческого банка Mercator Corp. Гиффеном Закона США о борьбе с международной коррупцией (FCPA).

Разумеется, письмо Вайнгартена никак не повлияло на ход расследования уголовного дела, которое, по заявлению прокуратуры Южного округа Нью-Йорка, «продолжается». 30 марта власти арестовали Гиффена, предъявив ему обвинение в незаконном переводе более 78 млн долларов на счета «двух представителей руководства Республики Казахстан в связи с шестью различными нефтяными сделками», - говорится в пресс-релизе прокуратуры Южного округа Нью-Йорка. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Через Mercator заключалось большинство сделок Казахстана с крупнейшими западными нефтяными концернами.

Вайнгартен написал свое письмо через несколько дней после распоряжения судьи Денни Чина от 5 сентября 2002 г., разрешавшего Большому жюри продолжить расследование. В своей ноте Вайнгартен жалуется, что некие незафиксированные предложения «сотрудничества со стороны Республики в обмен на разумное соглашение со следователями были отвергнуты прокурором Южного округа Нью-Йорка и заместителем министра юстиции, отвечающим за расследование уголовных дел». Призывая Томпсона вмешаться, письмо содержит предупреждение о «серьезных геополитических последствиях [в случае продолжения] расследования».

Адвокаты, выступающие от имени Казахстана, были явно обеспокоены тем, что Назарбаев или другие члены казахстанского руководства будут публично названы в качестве фигурантов расследования Большого жюри или что им даже будут предъявлены обвинения. Как пишет Вайнгартен, на двух встречах со следователями Южного округа, 27 июля 2001 г. и 18 марта 2002 г., он добивался твердых гарантий того, что Назарбаеву не будет предъявляться обвинение по этому делу.

«Такое заверение было бы весьма значимо для Республики и не оказало бы никакого воздействия на ход расследования», - говорится в письме.

В дополнение к этому Вайнгартен обратился с просьбой о размораживании швейцарского счета, на котором находится около 80 млн долларов и бенефициаром которого выступает Республика Казахстан. Средства на счете были заморожены по запросу американских властей в связи с расследованием дела о коррупции. «Возвращение Казахстану денежных средств было бы еще одним проявлением доброй воли и не препятствовало бы продолжению прокуратурой ее расследования», - пишет Вайнгартен.

В качестве еще одного аргумента Вайнгартен приводит то обстоятельство, что представители иностранного государства не подпадают под действие Закона США о борьбе с международной коррупцией, и добавляет, что «официальные действия президента Назарбаева пользуются абсолютным иммунитетом от судебного преследования в другом государстве согласно положению об иммунитете глав государств».

Обвинение в адрес Гиффена гласит, что в период между 1995 и 2000 гг. банкир направил более 78 млн долларов, полученных в качестве вознаграждения от нефтяных компаний, через швейцарские банки на счета, контролируемые двумя членами высшего руководства Казахстана, обозначаемыми как KO-1 и KO-2. В обвинении далее говорится, что два неназванных чиновника использовали полученные от Гиффена средства в личных целях.

«Совершая эти незаконные выплаты, Гиффен лишил народ Казахстана права на то, чтобы его власти честно выполняли свои обязанности, лишил Республику Казахстан многомиллионных доходов от нефтяных соглашений и отмывал деньги, чтобы скрыть совершенные им преступления и продолжить преступную деятельность», - говорится в пресс-релизе прокуратуры Южного округа Нью-Йорка от 2 апреля.

По сообщению New York Times от 1 апреля, из швейцарских документов следует, что Назарбаев является бенефициаром одного из счетов, на который, как полагают, Гиффен и перевел полученные им деньги. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight].

Вайнгартен признал в письме Томпсону, что его «запрос выглядит несколько необычно, учитывая кажущуюся заурядность проводимого расследования». Однако далее он пишет, что дело Гиффена «не является рядовым расследованием и что действия прокуратуры в связи с этим делом будут иметь последствия, выходящие за рамки системы американского правосудия». Редакция EurasiaNet имела возможность ознакомиться с письмом благодаря источнику, не связанному ни с одной из сторон в расследуемом деле о коррупции.

В письме содержится предупреждение, что «любое обвинение казахстанского государственного лица в соучастии, пусть даже при этом ему не будет вменяться никакой вины, или в получении взятки будет расценено как оскорбление Казахстана, может оказать дестабилизирующее воздействие на политическую ситуацию в Казахстане и привести к ухудшению [sic!] американо-казахстанских отношений».

eurasianet.org

Предыдущая статьяНАЗАРБАЕВ ВЫСТУПАЕТ С ПРОГРАММОЙ РЕФОРМ, ПЫТАЯСЬ ЛИШИТЬ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ОППОЗИЦИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
Следующая статьяЧтобы в Узбекистане учили немецкий