CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

vremyamn.ru

Взрывчатка в "подбрюшье"

25 апреля 2003

Взрывчатка в "подбрюшье" В ходе начинающейся сегодня поездки Владимира Путина в Таджикистан, скорее всего, будут затронуты вопросы советского ядерного наследства

Бахтиер Худойбердиев, Душанбе

Путина встретят музыкой и танцами

Визит российского президента в Таджикистан - событие чрезвычайной важности. И дело тут не только в том, что он будет иметь статус государственного.

И не в том, что в Центральной Азии сложилась новая геополитическая реальность - после поражения афганских талибов здесь "ногою твердой" стали США. Дело в том, что, несмотря на огромную важность Таджикистана в военно-стратегической составляющей российской политики, опыт взаимодействия в иных сферах с этой республикой часто оказывался противоречивым. В российских СМИ республика чаще всего упоминалась в связи с нелегальной миграцией, гражданской войной, наркобизнесом.

Нынешний визит - прекрасная возможность переломить эту тенденцию, реализовать возможности сотрудничества в рамках СНГ. Во всяком случае, на это очень надеются в Душанбе. Перед визитом в Москву приезжали таджикские министры - обсуждались вопросы упорядочения трудовой миграции, сотрудничества в сельском хозяйстве. Планируется и рассмотрение вопроса о советском "ядерном наследстве". Сторонники минимального вовлечения России в проблемы центральноазиатских республик, уничижительно называемых ими мягким подбрюшьем России, забывают о том, что когда-то именно здесь размещались самые секретные (а теперь самые опасные) объекты советского ВПК.

Один из таких объектов - горно-химический комбинат, расположенный в городе Чкаловске Согдийской области на севере Таджикистана. В советские времена из соображений секретности его на картах не обозначали. Хотя уже тогда для "вероятного противника" не было тайной, какое производство размещалось в этом населенном пункте, в шутку прозванном Атомабадом.

Чкаловский комбинат, один из ведущих в системе среднего машиностроения СССР, был включен в программу создания ядерного оружия. Именно здесь была добыта и обогащена партия уранового сырья для первой советской атомной бомбы. Потом здесь же проходили начальную стадию ядерного цикла и последующие "изделия", обеспечившие СССР статус ядерной державы. И даже сегодня у многих реакторов АЭС и ядерных боеголовок - начинка чкаловского производства.

Комбинат был создан 15 мая 1945 года постановлением Государственного комитета обороны СССР. Тогда Сталин приказал выработать оружейный уран в течение пяти лет - до того, как американцы вооружат атомными бомбами свои ВВС. Задача была выполнена. Сначала чудо-завод называли комбинтом N 6, потом - Ленинабадским горно-химическим. Теперь он - государственное предприятие "Восточный комбинат редких металлов".

Потребности в уране стали сокращаться еще в 80-е годы, после подписания соглашений о сокращении ядерных вооружений. А после распада СССР предприятие с коллективом в 11 тыс. человек и некогда ежегодным объемом продукции в 180-200 млн долл. и вовсе попало в отчаянное положение. Ведь большая часть комплектующих и материалов поступала из России (85 %) и с Украины (10%).

Город спасла конверсия. На базе комбината был создан ювелирный завод, обрабатывающий золото и серебро, добываемые в Таджикистане. Стали делать даже двухдверный автобус "Таджикистан" с дизельным мотором для пассажирских перевозок. "Востокредмет" занялся и выпуском силикатного клея, наждачной бумаги, обогревателей с использованием местного мрамора.

Основное же производство, ради которого был когда-то построен комбинат, законсервировано. Нет сырья. Собственные рудники истощились, а соседний Узбекистан экспортирует свой уран только на американский рынок. Остановились поставки и из Казахстана. Тем не менее на складах сохранились сотни тонн готовой ураносодержащей продукции, а вся технологическая линия была сохранена и при минимальных вложениях может возобновить работу. Следует отдать должное работникам комбината: в условиях гражданской войны и нестабильности они сохранили все это опасное богатство нетронутым.

Правда, интерес к этому наследству проявили пока только китайцы. Мечта восточного соседа - разработка урановых месторождений региона. Компания "Хай-юй" готова найти инвестора для возобновления производства при условии передачи ей 49% акций.

Комбинат же все еще надеется найти достойного инвестора в России. Есть проекты по расширению камнерезного и ювелирного производств, сборки телефонных аппаратов, новых технологий по извлечению цветных и драгоценных металлов из руд и концентратов. "Мы хотим работать с Россией. Готовы предоставить даже разработки некоторых золотых и серебряных месторождений", - говорит гендиректор комбината Зафар Разыков. А потом, видно, вспомнив старых знакомых в Москве, добавляет с улыбкой: "И в Минатоме об этом прекрасно знают".

К сожалению, отклика из Москвы пока нет. Возможно, там просто не верят, что в Таджикистане сохранились высокотехнологичные производства. А может быть, забыли и о том, что еще в 1999 году отношения между нашими странами были закреплены в соглашениях как союзнические. Не говоря уже о том, что Таджикистан - участник почти всех лояльных к России объединений на территории бывшего СССР. Может быть, визит Путина заставит вспомнить об этом.

vremyamn.ru

Предыдущая статьяРоссийский представитель заявил, что только прикаспийские государства имеют право пользоваться возможностями Каспийского моря
Следующая статьяНА КАСПИИ СТАНОВИТСЯ ТЕСНО