Каспий: реальность и перспективы
Огромные природные богатства Каспия становятся одной из надежных основ для успешного социально-экономического развития нашей страны. Но воспользоваться ими можно будет только в условиях сохранения мира и стабильности в регионе, развития сотрудничества между всеми прибрежными государствами, при неуклонном соблюдении интересов Казахстана.
Из-за несогласованности позиций девять лет проблемы Каспия не находили своего разрешения. Каждое из пяти прибрежных государств, в зависимости от своих экономических и политических интересов, настаивало на своем определении правового статуса моря.
Внося вклад в достижение согласия, Казахстан после сближения взглядов с другими прикаспийскими государствами стал подходить к решению вопросов путем двусторонних контактов, планируя последующую встречу всех лидеров прикаспийских государств. В результате совместных поисков на переговорах с Россией был найден компромисс. Он предусматривает, что прибрежная зона согласованной ширины находится в распоряжении каждого государства. При этом сохраняется в совместном пользовании остальное водное пространство, а дно разграничивается по методу срединной линии. Данный метод предполагает и модификацию, то есть смещение в ту или иную сторону срединной линии. Например, по договоренности заинтересованных сторон в случае расположения части инфраструктуры какого-либо государства на срединной линии ее можно будет изменить. Касательно освоения спорных месторождений, находящихся на меже, как один из вариантов предложен принцип 50х50.
Казахстан согласился с принципом разграничения дна моря, а не водной толщи, остающейся в совместном пользовании. Итогом схожести казахстанско-российских позиций стал первый шаг к решению каспийской проблемы. В июле 1998 года было подписано Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование. Результатом дальнейших усилий стала Декларация о сотрудничестве на Каспийском море, провозглашенная в 2000 году. Стороны подтвердили убежденность в том, что в основу соглашения всех прикаспийских государств целесообразно положить идею о разграничении дна по срединной линии. При этом было уточнено, что использование месторождений, через которые пройдет эта линия, может быть предметом отдельных договоренностей. Россия и Казахстан выступили также с инициативой образования на постоянной основе пятистороннего каспийского центра, задачей которого стал бы мониторинг природной среды Каспийского моря.
Сегодня Россия, Казахстан и Азербайджан фактически оформили единую позицию. Однако остаются еще два прикаспийских государства, с которыми также путем компромисса нужно решить вопрос раздела, - это Туркменистан и Иран.
В последнее время продолжается работа по выработке правового статуса Каспийского моря, так как его отсутствие приводит ко многим проблемам. Например, несогласованность действий по лову осетровых рыб и борьбы с браконьерством привели к существенному снижению их численности. Возникла реальная опасность полного уничтожения этой ценной породы. К сожалению, решения ныне действующей комиссии по водным биоресурсам носят рекомендательный характер и не всегда выполняются. К тому же Иран не принимает участие в ее работе. Очевидно, что проблемы рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятной экологической обстановки могут быть решены только путем совместной работы прибрежных государств.
Тем не менее, несмотря на отсутствие общего соглашения о статусе моря, все прикаспийские страны ведут интенсивные поисково-разведочные работы на шельфе с привлечением международных нефтяных компаний. Существующие разногласия о принадлежности месторождений между государствами, как это было вокруг Кяпаза (Сердара), не могут остановить процесс активного освоения ресурсов Каспия.
Для Казахстана нефтегазовая отрасль является мощным источником финансовых поступлений, ее успешная работа является залогом перевода экономики на высокотехнологическое производство и выполнения важнейших социальных программ. Без преувеличения можно сказать, что нефть является символом независимости нашей страны. В этой связи особую роль играет Каспий, где сосредоточены ее основные запасы. Сегодня на шельфе моря казахстанский сектор является самым перспективным нефтяным регионом. В республике с ним связаны большие надежды и ожидания.
Сейчас нефтяная промышленность Казахстана находится на подъеме. Стабильность в стране и привлечение иностранных инвестиций позволили быстро добиться хорошего финансово-экономического климата. Республика уже сейчас имеет возможность выхода на мировые рынки энергоносителей, а разработка морских запасов позволит ей в ближайшие годы стать одним из пяти крупнейших государств-экспортеров. В проектах на шельфе первостепенная важность принадлежит Кашаганскому месторождению, расположенному на расстоянии около 70 км к юго-востоку от Атырау.
Когда несколько лет назад было объявлено о том, что здесь обнаружены большие запасы углеводородов, многие эксперты и аналитики были настроены весьма скептически. Однако пессимистические прогнозы не оправдались. Проведенные компанией «Аджип» работы по оценке, проектно-конструкторские разработки и исследования по транспортировке доказали его огромную коммерческую значимость. Все скважины, пробуренные в рамках северо-каспийского проекта, оказались продуктивными. Выполненные к настоящему времени изыскания с достаточной степенью уверенности и надежностью позволили определить зоны, содержащие крупные запасы углеводородов. На сегодняшний день по результатам геолого-разведочных работ выявлено порядка 120 перспективных структур.
Потенциал шельфовой структуры Кашаган позволяет прогнозировать годовой объем добычи нефти в 2010 году на уровне 90 миллионов тонн. А это еще не все ресурсы казахстанского сектора. Вовлечение в разведку, а затем и в разработку новых месторождений позволит выйти на еще более высокие показатели.
Ожидается, что первая нефть здесь будет добыта в 2005 году. Таким образом, давно назрел вопрос о принятии в стране комплексной государственной программы по освоению шельфа. Сейчас она дорабатывается в Правительстве. Заложенные в ней принципы касаются и требований экологической безопасности.
Рабочим органом Правительства по управлению и контролю над ходом нефтяных операций является «КазМунайГаз». Дополнительно в марте этого года была создана морская нефтяная компания МНК «КазМунайТениз». На нее возложено выполнение поисково-разведочных работ и освоение новых месторождений в море.
По мнению аналитиков, иностранные нефтяные компании, принимавшие участие в исследовании Кашагана, уходят из других проектов, сделав ставку на казахстанский сектор. Компания «ExxonMobil», ушедшая с туркменских месторождений, где ею была обнаружена нефть, объявила о своем намерении продать часть своих активов в разных странах. Свое место в азербайджанском проекте Agip уступает компании Saipem, хотя запасы месторождений Кюрдаши-Араз-Дениз и Кирган-Дениз составляют 90-100 млн. тонн нефти.
Тендер на это месторождение впервые предоставил доступ зарубежным компаниям к казахстанскому шельфу после того, как в 1997 году международный консорциум OKIOC (с 2001 года Agip KCO) заключил с Правительством договор на разведку и добычу углеводородов на море. Руководство страны планирует продолжить привлечение инвесторов на каспийскую акваторию, предварительно подготовив и утвердив программу лицензирования шельфа. Проектами интересуются американские, японские, российские и индийские компании. По предварительным оценкам, здесь предусматривается уровень добычи в 100 миллионов тонн углеводородов к 2015 году. Специалисты выделяют два крупных блока технических задач - морские нефтяные операции и развитие прибрежной инфраструктуры. В их решении большую роль должны сыграть иностранные инвесторы.
Нужно учитывать, что освоение природных богатств потребует колоссальных затрат. По оценкам казахстанских специалистов, на разработку нефтяных месторождений шельфа потребуется около 150 млрд. долларов, из которых 10 млрд. долларов должны быть вложены на начальном этапе разведки и оценки месторождений. Поэтому участие иностранных компаний является важным условием успеха. В этой связи республика открыта для сотрудничества с инвесторами, готовыми работать строго в соответствии с казахстанским законодательством.
Одна из отличительных особенностей освоения шельфа в нашей стране заключается в том, что по договору с Россией месторождения, находящиеся на срединной линии раздела Каспия между двумя странами, будут разрабатываться совместно. Сделано это в целях укрепления дружбы и взаимопонимания, кроме того, позволит объединить финансовые и материальные возможности. В этом году должна начаться работа на нефтеносной структуре Курмангазы и месторождениях Центральное и Хвалынское.
Большое значение имеет и наземная инфраструктура. От динамики ее развития напрямую будут зависеть и темпы освоения шельфа. Ее рост благоприятно скажется на модернизации всей казахстанской промышленности. Кроме того, появятся возможности размещения заказов на отечественных предприятиях.
В связи с этим намечено создание танкерного флота и нефтяных терминалов на станции Шагыр. Уже реконструируются морские причалы в Актау. Предполагается строительство газоперерабатывающего завода. Компания «Аджип», проведя исследования одновременно в нескольких местах, предложила поместить его в местности Карабатан, находящейся в 30 километрах от Атырау. Обосновывая свой выбор, специалисты компании говорят, что эти земли не используются под сельхозугодья, уровень участка достаточно высок, и потому его не затопит нагонными водами. Карабатан достаточно удален от крупных населенных пунктов и потому не станет оказывать вредного воздействия на жилые районы. К тому же здесь уже существуют транспортные пути - железная и автомобильная дороги, водовод, магистральный газопровод Центральная Азия - Северный Кавказ, труба КТК. Завод рассчитан на переработку 2,9 миллиарда кубометров газа в год. Газ с моря на сушу будет транспортироваться по двум трубопроводам протяженностью 86 километров. Чистая прибыль от участия республики в проекте составит 12 миллиардов долларов.
Таким образом, богатства Каспия начинают служить на благо нашего народа.
Игорь ПРОХОРОВ