CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

caapr.kz

Получится ли из нас Европейский Союз

6 мая 2003

05.05.03 Зауре Кистауова, эксперт Службы экономического анализа Агентства политических исследований "APR"

Получится ли из нас Европейский Союз

Экономическая интеграция стран содружества в рамках Евразийского Экономического сообщества на манер Европейского Союза вызывает множество споров, опасений и надежд.

ЕврАзЭС был создан на основе Таможенного Союза, функции которого были значительно расширены от унификации таможенного регулирования, вплоть до объединения экономик всех стран, входящих в новое содружество.

Естественно, стремления стран-участников ЕврАзЭС не новы в этом мире, основной свой опыт они намерены почерпнуть из опыта Европейского союза, в настоящее время объединяющий экономики 11 стран Восточной и Западной Европы.

Венцом экономической интеграции, по мнению участников интеграции, должен явиться ввод единой валюты, наподобие европейской евро.

Инициаторы этой идеи считают, что интеграция поможет не только устоять слабым экономикам отдельных стран бывшего Советского Союза в эпоху экономической глобализации, но и даст импульс новому экономическому росту.

В свое время Европа также столкнулась с подобными проблемами, и в 1962 году впервые была выдвинута мысль о необходимости проведения единой финансовой политики в рамках Европейского сообщества.

Вводя евро, Европа стремилась избавиться от влияния доллара, и создание Европейского валютного союза было направлено на подрыв монополии США на мировую валюту и осуществление глобальной дедолларизации.

До тех пор пока Европа не преодолела экономическую раздробленность, она не могла на равных конкурировать с крупнейшими экономиками США и Японии, а сейчас экономика объединенной Европы занимает одно из ведущих мест в мире.

Другой фундаментальной причиной создания единой европейской валюты является желание сделать Европу более привлекательной для международных источников капитала.

Введение евро также привело к снижению трансакционных издержек при осуществлении междустрановых торговых операций, полное исчезновение курсовых рисков при обмене валют среди стран входящих в Европейский Союз

Однако, к своей цели Европа смогла прийти лишь тридцать лет спустя, после преодоления различных региональных и мировых кризисов, в 1999 году, когда 11 европейских стран единовременно осуществили переход к единой валюте.

Участники ЕврАзЭС намерены объединять экономики гораздо быстрее, и называются определенные сроки ввода новой валюты - от 2006 до 2011 года. По мнению Председателя Национального Банка Григория Марченко новый союз поможет странам бывшего Советского Союза более эффективно взаимодействовать с Европейским Союзом и избежать возможных рисков при взаимодействии с мощной экономикой новой объединенной Европы.

Основной риск при ведении бизнеса с ЕС, эксперты видят в возможном ущемлении прав стран-экспортеров, входящих в Союз независимых государств. Российский журнал "Менеджмент в России и за рубежом" считает, с вводом евро, европейские производители получили универсальный инструмент конкурентной борьбы. Для того, чтобы вытеснить со своего рынка экспортеров СНГ могут даже не потребоваться популярные антидемпинговые процедуры, достаточно будет просто создать невыгодные условия валютного обмена. Европейский центральный банк, одной из функций которого является регулирование курса евро к другим валютам может влиять на конкурентоспособность всех импортных товаров, том числе и казахстанских. Учитывая, что на ЕС приходится более 25-30% товарооборота всех стран СНГ, проблема приобретает особую остроту.

По мнению Национального банка, только интеграция слабых экономик стран, где экспорт сырья является основополагающим условием экономического роста, позволит избежать негативных последствий в будущем.

За счет объединения к 2011 году совокупный внутренний валовый продукт ЕврАзЭС может достичь 2.5 триллионов долларов США, что может иметь существенную роль в ведении переговорных процессов с Европейским Союзом.

Более того, Григорий Марченко считает, что при соблюдении всех условий, интеграция может дать 2-3% дополнительного роста совокупного ВВП для ЕврАзЭС или 2% для России, 3% для Казахстана, 4% для таких небольших стран, как Армения или Кыргызстан.

Естественно, что при осуществлении любых экономических задач, какими привлекательными и заманчивыми они не выглядели, зримо и незримо присутствует политический фактор.

Не все гладко проходит с Европейским Союзом. Так и не удалось основным инициаторам объединения завлечь в свой союз Великобританию и Данию. Небольшая Дания, с населением около 5 миллионов человек, вообще резко выступила против интеграции экономик, указывая на то, что потеря автономной экономики может повлечь за собой и потерю суверенитета. Великобритания заявила, что ее богатство, военная мощь, крепкие связи с США и многое другое означают, что Европа гораздо больше нуждается в Великобритании, чем она в Европейском Союзе. Даже высказывались предпочтения отдельных официальных лиц, что для Великобритании предпочтительнее было бы присоединиться к Североамериканскому соглашению о свободной торговле NAFTA, куда пока входят США, Канада и Мексика.

В ЕврАзЭС политические силы распределились на основании их экономического потенциала и следующим образом: при принятии судьбоносных решений Россия имеет 40% голосов, Беларусь и Казахстан по 20%, Киргизия и Таджикистан по 10%.

По мнению аналитиков, именно это неравное распределение количества голосов в сообществе предопределяет доминирующую роль России.

России в ЕврАзЭС достаточен всего лишь один союзник, чтобы приостановить дальнейшее развитие того или иного вопроса, или же наоборот навязать свою политику. Уже сейчас Россия пытается упростить механизм введения единой валюты, восстановив рубль как единую платежную единицу на постсоветском пространстве. Естественно, что с точки зрения России, это гораздо проще и дешевле, чем вводить новый институт единого центрального банка для участников ЕврАзЭС. Тем более, что опыт руководства Москвой отдаленными республиками уже есть.

Понятно, что Казахстан не может, да и не должен оставаться в стороне от всемирного процесса глобализации, и от объединения с российской экономикой Казахстан может только выиграть.

Однако целесообразность объединения экономик появляется тогда, когда интеграция осуществляется на условиях равноправного партнерства. Неравный брак по расчету может привести к политической зависимости, а также утере своего права на национальную целостность, тем более, что Казахстан буквально только-только избавился от имперской опеки России.

По оценкам экспертов, этот риск достаточно высок и перед нашим правительством встала нелегкая задачка его минимизации и как сделать так, чтобы и волки остались сытыми, и овцы оказались целыми.

В статье использованы материалы российской прессы

caapr.kz

Предыдущая статьяКаспий: реальность и перспективы
Следующая статьяЕврАзЭС: возможности кооперации