CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

panorama.kz

"В странах Средней Азии еще не достигнут предел постсоветской дезинтеграции и нет политической воли к интеграции".

7 мая 2003

panorama 2003 ?17 май Александр РАР: "В странах Средней Азии еще не достигнут предел постсоветской дезинтеграции и нет политической воли к интеграции".

В ходе прошедшего на прошлой неделе медиа-форума в Алматы побывал известный германский политолог и журналист Александр Рар. Г-н Рар, руководитель отдела "Россия - СНГ" фонда "Кербер" при Германском обществе внешней политики, издатель журнала "Барометр СНГ", является в Германии одним из крупнейших экспертов по странам бывшего СССР. Поэтому очень удачной акцией для казахстанской стороны можно считать лекцию, с которой г-н Рар выступил перед студентами Казахского Национального университета.

Правда, многие тезисы, прозвучавшие в выступлении, трудно отнести к комплиментарным. Так, г-н РАР отметил, что "к сожалению, в Европе все еще мало знают о Средней Азии". Сюда проложено мало авиационных рейсов, плохо развивается туризм - нет того уровня комфорта, к которому привык "бюргер". Хотя после недавних высказываний в том же духе некоторых высокопоставленных лиц из казахстанского МИДа, публично после визита в Страсбург заметивших, что в Европе "очень мало знают о нашей стране" (пожалуйста, Панорама, ? 15), спорить с этим утверждением г-на Рара не приходится. Разве что удивиться низкой результативности всех тех многочисленных презентационных акций, что проводились в последние годы за рубежом. Если о прикаспийских странах и пишут в европейских газетах, то, как правило, лишь в связи с энергетическими ресурсами региона. Но еще более важным представляется следующее заявление эксперта:

- Два проекта Евросоюза - ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ, которые были довольно успешно начаты в конце 90-х годов, чтобы создать через Каспийский регион так называемые "мосты" из Европы в Азию, ныне заторможены: сегодня, с точки зрения европейцев, Россия снова стала таким мостом для товарных грузов и транспортировки энергоносителей. Во многом это заслуга Владимира Путина, который проводит успешную модернизацию; при Ельцине все шло по-другому, и действительно, тогда Кавказ и Центральная Азия рассматривались как альтернатива России.

Таким образом, спустя пять лет неангажированный и авторитетный европейский эксперт подтвердил то, что с самого начала появления этих проектов скептически оценивали некоторые, в тот момент довольно малочисленные казахстанские журналисты. В целом же из выступления г-на Рара можно было понять, что на пути расширения сотрудничества Европейского Союза и стран Прикаспийского региона лежат не столько нерешенные в этих странах проблемы, сколько отсутствие видимого желания их решать. В частности, эксперт упомянул этнические и территориальные проблемы.

Европа может потребовать, чтобы страны Средней Азии и Каспийского региона начали сотрудничать между собой, "без регионального сотрудничества, без создания какой-либо структуры, которая бы обеспечивала это сотрудничество, странам ЕС будет трудно что-либо делать в этом регионе", считает г-н Рар. Как же может выглядеть это сотрудничество? Оно, например, может быть налажено на базе совместного решения проблемы воды через специально созданную межгосударственную структуру. "Что-то типа немецко-французского союза по металлу и стали в 60-х годах", - так проиллюстрировал г-н Рар свою идею. К сожалению, здесь в виде комментария к его словам можно заметить, что подобная структура уже много лет существует в виде межгосударственного фонда по спасению Арала, однако не слышно о больших успехах ни на этом поприще, ни в выстраивании политических отношений между среднеазиатскими странами на базисе этого фонда.

Г-н Рар вновь поднял идею, затрагивавшуюся им в прошлом в интервью Панораме - о возможности создания для стран Центральной Азии и Кавказа новой межгосударственной структуры, так называемого Каспийского стабилизационного пакта. ЕС при этом мог бы поделиться накопленным на Балканах опытом. Но при этом германский эксперт признает, что в "ЕС есть свои проблемы, он пока что лишен тех структур, что могли бы сплотить интересы всех стран Европы в отношении Каспийского региона".

Конкретно у Германии к тому же нет и такого важного фактора для упрочения влияния в Прикаспийском регионе, как крупные нефтедобывающие компании, что г-н Рар назвал "большой геополитической проблемой" его страны по отношению к Каспийскому региону. Зато, с его точки зрения, Германия больше других стран заинтересована в "демократическом трансферте" в регионе через различные политические фонды, которые здесь уже работают.

- Нефтяные интересы, что стоят на первом плане сегодня, олицетворяются такими странами, как Англия, Голландия, Франция, Норвегия, и они, к сожалению, часто действуют по отношению к региону чисто эгоистически, не работают в русле общеевропейского консенсуса. Но Германия все равно, думаю, будет стараться организовать среди европейских стран какой-то общий подход, связанный с экономической сферой, вопросами безопасности, оборонной политики, борьбой с наркотрафиком, в чем европейцы больше заинтересованы, чем американцы, исламским терроризмом, борьбой с эмиграционной преступностью, решением этнических конфликтов, - считает г-н Рар.

И все же европейским интересам, какими бы эгоистическими или наоборот, альтруистическими, они ни были, никуда не деться в Каспийском регионе от нефти: экономическая сфера, упомянутая г-ном Раром, по его же словам, включает и "желание европейцев создать такую систему энергетических, нефтяных и газовых магистралей, чтобы она объединяла, а не разъединяла страны". Впрочем, ничего другого страны региона предложить миру до сих пор не смогли.

Поделился эксперт и рядом интересных соображений о собственно европейских и международных политических процессах. Так, ЕС сейчас находится в поиске своей собственной оборонной и внешней политики, "хотя критики могут сказать, что было много разговоров и ничего конкретного сделано не было, что тоже правда". Но есть все же в ЕС понимание, что "могут в будущем возникнуть определенные трения с США, что скоро США могут оказаться уже не настолько заинтересованы в сотрудничестве с Европой, как это было во второй половине прошлого века". Теперь США будут бороться с международным терроризмом и "заниматься обустройством исламского мира", то есть ориентировать свою политику сугубо на Азиатский континент. И такая возможность вызывает в Европе, в частности, в Германии, противоречивые настроения: с одной стороны, там явно видно определенное раздражение от влияния США, с другой - существует опасение потерять американскую поддержку.

Тем не менее, хотя многим кажется, что ЕС не до новых амбициозных целей, у него просто нет сил и энергии, чтобы отстаивать внешнюю оборонную политику за пределами Европы, европейские вооруженные силы будут созданы. Это может вызвать "определенный конфликт между двумя идеями: вооруженных сил НАТО и европейской армии". В этой части лекции г-н Рар сделал неожиданное замечание: конфликтами на Балканах, которые еще не решены, и в СНГ, "может, в Приднестровье, а может, и на Кавказе, заниматься будет больше НАТО в ближайшие месяцы, чем европейские силы, хотя в долгосрочной перспективе это должны будут взять на себя европейцы". Такую картину сейчас, конечно, можно представить себе с трудом.

Интересной была и та часть выступления, где говорилось об отношения с исламскими общинами внутри самой Европы. В Европе растет исламское население, и есть идея со временем придать исламу культурный статус в рамках ЕС, "хотя есть силы, которые сомневаются, что это удастся, но альтернативы подключения ислама к общеевропейским ценностям нет".

В какой-то момент в ходе выступления возникла любопытная ситуация: у некоторых студентов, судя по реакции, вызвал определенные возражения термин "исламский терроризм", что и было дано понять германскому эксперту. Известно, что установленные в Казахстане рамки политкорректности не допускают этого понятия. В ответ г-н Рар напомнил, что организация "Аль-Каеда", Усама бен Ладен, непосредственные исполнители терактов 11 сентября были выходцами из исламского мира. "Другого термина еще не придумали", - заметил немецкий эксперт. При этом с классической идеей "конфликта цивилизаций", во всяком случае в применении к исламу и Западу, он не согласен, и ее несостоятельность была подтверждена событиями в Ираке: "Иракская проблема не взбудоражила исламский мир".

По поводу внешнеполитических перспектив постсоветской Азии г-н Рар прямо заметил, что "Европа будет смотреть, что будут делать США в Средней Азии, - уйдут или останутся":

- Могу вам честно сказать, что даже на высшем уровне в Германии не знают до сих пор истинных целей Америки в этом регионе.

В целом же "у стран Средней Азии нет общеполитической цели, еще не достигнут предел постсоветский дезинтеграции, нет политической воли к интеграции". Г-н Рар считает, что это произойдет после смены политических элит.

Ярослав РАЗУМОВ.

panorama.kz

Предыдущая статьяМаленькое казахское экономическое чудо
Следующая статьяПрикаспийские страны надеются в ближайшее время подписать Конвенцию по экологии.