Центральная Азия снова в фокусе российских интересов /29 мая 2003 года/
Сегодня в Москве открывается встреча глав государств-участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую входят Россия, Казахстан, Китай, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Кроме того, стать ее полноправными членами изъявляют желание Пакистан и Индия. Но вопрос об их вступлении еще в будущем, а пока сторонам необходимо будет выработать единую стратегию по ключевым вопросам современности.
С прошлой встречи очень многое изменилось. Основные изменения произошли, конечно же, на Ближнем Востоке. США полностью выиграли войну в Ираке, причем как на военном, так и на политическом фронте, еще раз показав, кто в мировом доме хозяин. Это не может беспокоить тех лидеров стран-участниц ШОС, которые на Западе считаются диктаторами. Это, прежде всего, касается Сапармурата Ниязова. Эта одиозная фигура «засветилась» уже везде и во всех вопросах, начиная от дел касающихся торговли наркотиками в 1993-1995 годах, до открытой связи с движением «Талибан». Последнее обвинение особо весомо, так как это непосредственно попадает под политику Вашингтона «война с международным терроризмом везде и до последнего».
В русле недавних событий в Персидском заливе в центрально-азиатском регионе, как в прочем и во всем мире, государства разбились на два лагеря: те, кто открыто поддерживал военную акцию США и Великобритании, и те, кто выступал против. Так Россия и Китай выступали против, Таджикистан, Казахстан и Киргизия выступали за военное решение проблемы, но только в рамках резолюции ООН, а Узбекистан выступал за войну в таком виде, в каком она была представлена всему мировому сообществу. Это обстоятельство также наложит определенный отпечаток на ходе встречи в Москве.
Есть еще одно обстоятельство, которое отличает нынешнюю встречу от всех предыдущих - это ситуация в Афганистане. Еще недавно казалось, что внутриполитическая обстановка в этой стране может наладиться при поддержке международного сообщества и воинских частей США. Но как показывает современная история, дело обстоит совсем не так, как предполагали в Белом Доме. Четкой линии фронта в Афганистане нет - по правде говоря ее там и никогда не было - страна окунулась в период перманентной партизанско-диверсионной войны, главной целью которой является выматывание правительства, миротворческих войск, что в конечном итоге должно привести к отказу международного сообщества от оказания финансовой и экономической помощи Афганистану. Что будет потом, может угадать любой: страна снова станет лагерем для подготовки террористов, совхозом для выращивания мака и оплотом ваххабизма.
Все это и многое другое не может не волновать Москву, где отдают себе отчет в том, что сейчас необходимо сохранить то, что уже имеется на сегодняшний день, а именно: стремление и решимость всех стран-участниц вести совместную борьбу с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, распространением оружия массового поражения, нелегальной миграцией и со многими другими негативными факторами. Россия, как ключевая фигура в Центральной Азии должна продемонстрировать свое желание содействовать странам в ходе выполнения вышеупомянутых задач, и на данном этапе это отвечает интересам Кремля.
Следующим важным моментом для всех стран-участниц ШОС является и то, что с войной в Ираке роль такого международного института как ООН несколько уменьшилась. Если вспомнить историю двухмесячной давности, то у Совета Безопасности было, по крайней мере, две возможности напрямую повлиять на Вашингтон и Лондон. Но ни одна возможность не была реализована. В этой связи справедливо встает вопрос о реальной силе ООН в решении таких ситуаций, как была в Ираке. Многие аналитики считают, что 21 век станет веком региональных организаций, которые включают в себя гораздо меньшее число стран, входящих в них, а значит, договорной процесс будет более продуктивным. Кроме того, эти страны, помимо политических интересов, связывает и экономический интерес, а это тоже немаловажный фактор. Заинтересованным сторонам легче договориться друг с другом. Принимая это во внимание, у России появляется уникальная возможность сплотить вокруг себя страны ШОС, принять в их ряды дополнительно еще Индию- вопрос о членстве Пакистана вряд ли будет решен в обозримом будущем-, создав при этом сильный региональный блок. Тем самым Москва сможет ослабить влияние США в Центральной Азии, а также приблизив страны политически, в дальнейшем можно будет сблизить их и экономически. Причем экономический аспект вопроса превалирует над политическим, особенно в решении вопроса о статусе Каспия, где Туркмения поддерживает Иран, что в значительной степени затрудняет, прежде всего, развитие экономики прикаспийских стран.
Что ж, пока Вашингтон увяз в Ираке и Афганистане, американские и европейские экономисты пытаются стабилизировать доллар и евро, делая диаметрально противоположные заявления, все козырные карты в руках Кремля. От умения их раздавать будет зависеть очень многое в Центрально-Азиатском регионе.
Евгений Шульц