CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

В ТЕЧЕНИЕ 18 МЕСЯЦЕВ ИРАН ПРЕВРАТИТСЯ В ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

4 июля 2003

В ТЕЧЕНИЕ 18 МЕСЯЦЕВ ИРАН ПРЕВРАТИТСЯ В ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО,

считает Махмудали Чехраганлы, который видит будущее Южного Азербайджана в рамках этой федерации, но со своими парламентом, правительством, полицией

И.УМУДЛУ, "Эхо"

Второй день своего пребывания в Баку лидер Движения национального пробуждения Южного Азербайджана, доктор Махмудали Чехраганлы начал со встречи с журналистами в Бакинском пресс-клубе. Отметим, что подобной многолюдной пресс-конференции здесь не помнят даже "старожилы" клуба.

М.Чехраганлы отметил, что рад встрече с азербайджанскими журналистами, что он давно ее ждал и готов ответить на все волнующие общество вопросы. "Сначала я побывал в Турции, Германии, Франции, Швеции, Дании, затем в течение 11 месяцев - в Соединенных Штатах: в Вашингтоне, калифорнийских городах Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сан-Хосе и др. Я провел многочисленные встречи на самых разных уровнях. Мы по мере своих возможностей довели до сведения мирового сообщества проблемы Южного Азербайджана. Во всех своих встречах мы заявляли, что в Иране, представляющем общество закрытого типа, наша нация подвергается насильственной ассимиляции. Она лишена элементарных прав и свобод. И мы ведем борьбу за искоренение этой несправедливости. Я сегодня с гордостью могу заявить, что мы добились успехов. Сегодня южноазербайджанский вопрос стоит на повестке дня Севера (Азербайджанская Республика - авт.), Турции, России, Европы и Соединенных Штатов", - сказал он.

Парируя упреки отдельных иранофилов, заявивших, что "ему незачем было ехать на Запад и что он должен был оставаться со своим народом", М.Чехраганлы сказал: "Мы должны были поехать, поговорить, довести до мирового сообщества всю сложность ситуации. Мы не имели право оказаться в ситуации иракских туркман, не поехавших и не поговоривших с международными организациями и теперь оставшихся "вне игры", с которыми никто в постсаддамовском Ираке не считается".

М.Чехраганлы свой небольшой экскурс в историю борьбы азербайджанцев за демократию связал с сегодняшним днем: "Саттархан не был сепаратистом, он боролся за конституционный строй и демократию в Иране. И его убили. Мухаммед Хиябани тоже не хотел расчленения Ирана, он боролся за демократию - его тело, привязанное к мулу, протащили по улицам. Пишевари тоже не был сепаратистом, он хотел демократии для всего Ирана, в частности, для Азербайджана - его тоже убили, и не только его. Тогда в Южном Азербайджане было убито 35 тысяч наших соотечественников. В общей сложности в ходе столетней борьбы азербайджанцев за демократию, врагами уничтожены десятки тысяч лучших сыновей и дочерей - защитников национальной чести и достоинства. К сожалению, во всех трех случаях западная демократия и Россия шли бок о бок с фарсидским шовинизмом. Мы пытаемся сделать так, чтобы в этот раз, когда история дает нам шанс, они не оказались рядом с нашими противниками. Поэтому мы и отправились на эти встречи, переговоры и обсуждения. Необходимо было, чтобы нас услышали, поняли и поддержали".

М.Чехраганлы выразил удовлетворенность духом патриотизма тюрков, деятельностью западных правозащитных организаций, которые помогали и поддержали его миссию. Открывая завесу над финансовой стороной этого длительного и дорогостоящего пребывания в западных странах, он сказал, что ни у одного западного источника он не взял ни одного цента. В этом ему помогли бизнесмены-азербайджанцы, а также турецкие общественные организации в Америке и Европе. Кстати, М.Чехраганлы снова подчеркнул, что в мире немало наших соотечественников - крупных бизнесменов, миллиардеров, далеких от чаяний и проблем азербайджанского народа. Имея большие возможности, они ни разу не подняли проблему южных азербайджанцев перед европейскими и американскими правозащитными организациями.

Он внес ясность и в вопрос, муссируемый в Баку, о том, что Чехраганлы, якобы, является агентом иранских спецслужб. Лидер ДНПЮА напомнил, что подобные обвинения звучали когда-то и в адрес Махатмы Ганди, когда тот стал во главе антиколониального движения в Индии, Пишевари, оказавшегося во главе демократического движения в Южном Азербайджане. Далеко ходить не надо, есть примеры "посвежее": такие обвинения звучали и в адрес Абульфаза Эльчибея. "Это самый примитивный метод дискредитации лидеров движений", - заявил М.Чехраганлы.

На вопрос корреспондента "Зеркала" о том, провел ли он, будучи на Западе, встречи с представителями национальных политических организаций других этнических общностей Ирана и говорил ли с ними о федерализации Ирана, и согласны ли они на такое будущее страны, М.Чехраганлы ответил: "В Иране 12 этнических общностей, но не все они активны. Например, теберцы, лурцы, мазандаранцы, килекцы уже почти ассимилировались. А вот тюрки, персы, арабы, туркманы, курды и белуджи по-прежнему проявляют организованность и активность в национальном вопросе. Мы и раньше контактировали с ними, встречались и в период моего пребывания на Западе. Они видят Иран федеративным". При этом лидер ДНПЮА выразил уверенность в том, что в течение 18 месяцев в Иране произойдет смена режима, с последующим его превращением в федеративное государство. При этом будущее Южного Азербайджана М.Чехраганлы представляется в рамках такой федерации, но со своим парламентом, правительством, полицией.

По его утверждению, в Иране в настоящее время проживает 35 миллионов азербайджанских тюрков, 20 миллионов из которых проживают в историческом ареале. Часть населения Иранского Курдистана и Гиляна тоже составляют тюрки. Кроме того, в Тегеране 12-миллионное население (с пригородами - 15 миллионов), 65 процентов которого составляют этнические тюрки. Таким образом, в столице проживает около 10 миллионов азербайджанских тюрков. Кроме азербайджанских тюрков, в Иране проживают и хорасанские тюрки, кашгайцы Шираза и туркманы: вместе "тюркская масса" составляет 41 миллион человек. "Так что мы - тюрки - составляем большинство населения Ирана, и, как следствие, имеем право на больше представительств в управлении страной".

При этом М.Чехраганлы отметил, что он против применения терминов-этнонимов "азери" или "азербайджанец". По его убеждению, они изобретены врагами нашей нации. "Мы - азербайджанские тюрки, потомки великих огузов, а наш язык является "азербайджанским тюркским", - сказал он.

Следующий вопрос касался будущего Западно-Азербайджанской останы (области), где в последнее время власти, по известным только им причинам, пытаются увеличить курдское население. "Кудское население Западно-Азербайджанской области - это народ пришлый. И если они создадут для нас проблемы, то исчезнут из этих мест так же быстро, как и появились. Но если они будут жить с нами в мире и согласии, мы примем их как братьев".

На вопрос, почему М.Чехраганлы отказался от встреч с монархистами, окопавшимися в западных странах, и не строит ли каких-либо далеко идущих планов сын свергнутого шаха, лидер ДНПЮА ответил так: "Период правления пехлевидов мы вспоминаем как кошмарный отрезок истории нашей нации. Вы не найдете ни одного азербайджанского тюрка, мечтающего о возрождении шахского режима. Наше движение категорически против возрождения монархии в Иране, и поэтому и речи не может быть о встречах с монархистами".

zerkalo.az

Предыдущая статьяТегеранские власти на грани признания собственного бессилия
Следующая статьяНЕ ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ К ГУУАМ