CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

panorama.kz

Виктор КАЛЮЖНЫЙ, МИД РФ: "Углеводородные запасы Каспийского региона значительны, но претендовать на роль полноценного альтернативного источника поставок на мировой рынок он не может".

4 июля 2003

Рубрика: нефть

panorama 2003 - 26 июль

Виктор КАЛЮЖНЫЙ, МИД РФ: "Углеводородные запасы Каспийского региона значительны, но претендовать на роль полноценного альтернативного источника поставок на мировой рынок он не может".

Конференция MIOGE (пожалуйста, предыдущий номер) традиционно интересна тем, что, в отличие от некоторых подобных мероприятий, дает возможность составить представление не только о позитивных тенденциях и перспективах нефтегазовой отрасли, но и в большей мере - ее проблемах, которых, в частности, у российского нефтегазового комплекса очень много.

На первый взгляд создается впечатление, что дела неплохи. В 2002 году сохранялся стабильный уже на протяжении ряда лет рост добычи нефти. Объем добычи в прошлом году составил 379,6 млн тонн, что на 31,5 млн тонн выше уровня 2001 г. Вывоз нефти за пределы России в 2002 году составил 156,6 млн тонн - на 9,8% больше предыдущего года. Тенденции роста добычи продолжаются и в нынешнем году, и уже можно говорить, что уровень 2002 г. будет преодолен: за 5 месяцев текущего года добыто 167,9 млн тонн нефти - на 11% больше показателя аналогичного периода 2002 года. В отличие от Казахстана в России не только интенсивно разрабатываются старые, но и вводятся новые месторождения - в 2002 году их в эксплуатацию было введено 28 единиц.

Значителен и объем буровых работ - введено в эксплуатацию 3764 новых скважин. Из 2200 месторождений газа и газоконденсата, состоявших на балансе к началу этого года, сегодня разрабатываются лишь 1223. Важно и то, что почти 80% разведанных запасов приходится на регионы суши с развитой инфраструктурой.

Стабильный рост нефтедобычи на протяжении последних лет позволил не только прогнозировать его увеличение в будущем, но и год от года корректировать эти прогнозы в позитивную сторону. Если в 2001 году на МИОГЕ говорилось, что к 2010 году общий объем добычи нефти в России составит 335 млн тонн, то сегодня официальный прогноз, заложенный в Стратегии энергетического развития России до 2020 года, говорит о 470 млн тонн.

- Перспектива нефтедобычи в России будет определяться следующими факторами: уровнем мировых цен, налоговыми условиями, научно-техническими достижениями и качеством разведанной сырьевой базы. Основным нефтедобывающим районом на перспективу до 2020 года останется Западная Сибирь. После 2010 года масштабная добыча нефти начнется в Тимано-Печорской провинции, Восточной Сибири, на шельфах северных и Каспийского морей. В 2020 году почти 15% нефтедобычи будет приходится на восточную часть страны,- заявил Владимир СТАНЕВ, заместитель министра энергетики РФ.

Эти перспективы заслуживают внимательного изучения в РК, с учетом имеющихся в республике масштабных планов по наращиванию нефтедобычи. Анализ перспективного распределения основных районов нефтедобычи в России помог бы сформировать собственную стратегию по приоритетам тех или иных внешних рынков для казахстанского нефтяного экспорта. Однако воплощения российских планов по наращиванию своей добычи может и не произойти, а некоторые авторитетные эксперты уже на сегодняшнем этапе считают их несбыточными.

Традиционно на МИОГЕ обсуждалась главная проблема российского нефтегазового комплекса - состояние ресурсной базы. Похоже, что сейчас эта проблема становится настолько острой, что отодвигает на второй план все остальные беды отрасли, даже износ фондов. Ухудшение сырьевой базы нарастает быстро и глубоко. Основные месторождения в Поволжье, Западной Сибири уже вышли на стадию стабильной, иногда и падающей добычи. Выработка запасов в среднем по нефтегазовому комплексу достигла 50%. И хотя эти тенденции известны давно, но, кажется, данная тема еще никогда не звучала так пессимистично, как в выступлении Виктора КАЛЮЖНОГО, заместителя министра иностранных дел РФ.

- В последнее время в адрес России звучит немало похвал по поводу того рывка, который она совершила в области добычи и экспорта нефти - наш экспорт "зашкаливает", доставая чуть ли не до Саудовской Аравии. У меня нет никаких сомнений, что Россия должна входить в число крупнейших нефтегазовых экспортеров, укреплять свои позиции на мировом энергетическом рынке, вносить серьезный вклад в обеспечение глобальной энергетической стабильности. Но нужно ли нам соревноваться с Саудовской Аравией? Думаю, что нет - роль сырьевого придатка развитых экономик для России не подходит.

Для удовлетворения внутренних потребностей России нужны собственные нефть и газ, причем во все возрастающих объемах. Идеология, которая делает ставку на безудержный рост экспорта, принимая за аксиому сокращение внутрироссийского спроса на углеводороды, игнорирует стоящие перед страной общенациональные задачи. Г-н Калюжный назвал такую позицию "по существу пораженческой". В последние три года произошел качественный перелом в худшую, по его оценке, сторону - каждые две тонны из трех добытых стали предназначаться для внешних потребителей. К тому же ставку надо делать на экспорт продуктов нефтепереработки, а не сырой нефти. И здесь возникает другая проблема - состояние нефтеперерабатывающей промышленности. Сегодня мощности российских НПЗ загружены на 70%, а глубина переработки не превышает 65-70%. В нефтехимической промышленности ситуация еще сложнее. Очевидно, что увеличение экспорта оправдано лишь в том случае, если подкреплено адекватным наращиванием ресурсной базы, ситуация же прямо противоположная. Процесс прироста запасов в последние годы затормозился. В США коэффициент восполнения запасов в среднем составляет 0,85, у России - 0,2. Интересно, пользуясь случаем, задаться вопросом, каков этот показатель в Казахстане, если вести речь не о каспийском шельфе, а о месторождениях суши?. Особый интерес г-на Калюжного и, как известно, ряда крупных российских нефтяных компаний, привлекает в качестве внешнего рынка Китай, где к 2020 году, судя по информации с МИОГЕ, дефицит потребления может достичь 200 млн тонн. И здесь единственный раз в ходе конференции прозвучала казахстанская тема.

Г-н Калюжный заметил, что налаживание взаимодействия между Россией и Казахстаном в области снабжения нефтью Китая отвечало бы интересам трех стран. Позже, комментируя этот вопрос для Панорамы, он назвал идею совместного выхода на китайский рынок "очень интересной", тем более учитывая, что сегодня в РК работает Китайская нефтегазовая компания. Однако казахстанско-российское продвижение на Китай он видит не через проект нефтепровода Западный Казахстан - Китай. Вполне резонно было отмечено, что западная часть Китая недостаточно развита экономически и большой потребности в нефти не имеет, строительство же нефтепровода - дорогостоящий проект. По г-ну Калюжному транспортная схема выхода на рынок Китая может выглядеть в виде замещения: нефть с Западной и Восточной Сибири пойдет в Китай, а замещающие объемы из Казахстана пойдут на запад Европы через Россию.

Правда, осталось не совсем ясным, как в этой схеме будут учтены интересы Казахстана.

Собственно каспийская тематика была затронута г-ном Калюжным, который, как известно, является специальным представителем Президента России по вопросам урегулирования статуса Каспийского моря, в увязке с вопросом трубопроводов. Он напомнил, что унаследованная Россией от советских времен трубопроводная система "органически интегрирована в топливно-энергетический комплекс Каспия, и если это и монополия, то монополия исторически обусловленная, а не продукт чьей-то "злой воли". По поводу же каспийских нефтегазовых ресурсов было сказано буквально следующее: "углеводородные запасы Каспийского региона значительны, но претендовать на роль полноценного альтернативного источника поставок на мировой рынок он не может, адресую эти слова странам-потребителям".

К сожалению, прокомментировать эти оценки российского дипломата и нефтяника оказалось некому - выступление представителя "КазМунайГаза" на конференции было запланировано, но не состоялось.

Ярослав РАЗУМОВ.

panorama.kz

Предыдущая статьяГенсек СКБ считает необходимым повышение оснащенности коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона
Следующая статьяПодписаны законы о ратификации договоров о делимитации госграницы Казахстана с Туркменистаном, Узбекистаном и Кыргызстаном