ТЕГЕРАН ИДЕТ НА УСТУПКИ
Виталий Портников, "Политком.ru"
Генеральный директор МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи, побывавший в Иране, сообщил о готовности руководства этой страны принять группу инспекторов его организации. Аль-Барадеи, ранее уже призывавший Иран к сотрудничеству с международным сообществом, может быть явно удовлетворен результатами своих усилий. Иран сделал первый шаг к подписанию пресловутого дополнительного протокола к соглашению о нераспространении ядерного оружия.
Как известно, Москва и Париж, главные защитники Тегерана в его конфликте с Вашингтоном, неоднократно призывали руководство Ирана пойти навстречу требованиям международного сообщества и доказать безопасность своей ядерной программы. До последнего времени руководители Ирана явно были не готовы к открытым проверкам - если они и допускали инспекторов, то только на объекты, которые выбирали сами и только после получения инспекторами предварительного разрешения. Таким образом любая проверка превращалась в профанацию, хотя опыт Саддама Хусейна демонстрирует, что можно превратить в профанацию даже неожиданные проверки.
В любом случае, переговоры аль-Барадеи демонстрируют очевидную истину: иранское руководство отличается от бывшего иракского гораздо большей вменяемостью - оно может сколько угодно не любить Соединенные Штаты, но, в отличие от Хусейна, стремится не допустить возможность вооруженного конфликта. При этом за рамками переговоров генерального директора МАГАТЭ остался самый главный вопрос - а есть ли на самом деле у Ирана, чья армия была подготовлена к современным вызовам еще модернизационным режимом свергнутого шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, ядерная программа военного свойства, и если есть, удастся ли Тегерану это скрыть от международного сообщества. А если не удастся, как поведет себя иранский режим в этом случае и согласится ли он разоружиться, стать более предсказуемым и безопасным для окружающих. Это отнюдь не праздный вопрос, потому что от ответа на него зависит сама возможность военного конфликта.
Еще весьма любопытно другое. Если иранцы действительно решили примириться с Соединенными Штатами и предотвратить возможность войны - в обмен, например, на более прочные позиции в Ираке, где шииты проявляют себя все более активно, то нужны ли им посредники в этом примирении. И что останется от иранско-российских отношений после нормализации ситуации - больше, например, чем от российско-сербских или российско-иракских или все-таки меньше. Или же Иран пытается не мириться, а маневрировать - тогда Россия ему будет до поры до времени очень нужна, как была она нужна до поры до времени Слободану Милошевичу или Саддаму Хусейну.
10.07.03