CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Евразийский оркестр не зазвучал

13 сентября 2003

Евразийский оркестр не зазвучал

Улболсын КОЖАНТАЕВА, "Деловая Неделя"

ИДЕЯ СОЗДАНИЯ евразийского газового альянса витала в воздухе еще пару лет назад. Правда, подходящие для всех условия сотрудничества не были разработаны и вряд ли кто был готов отдать свои трубопроводы и инфраструктуру Газпрому. Теперь же, когда украинский министр топлива и энергетики Сергей Ермилов предложил в конце августа создать газотранспортный консорциум в составе Украины, России, Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, передав международные газовые магистрали, в Москве идею отвергли. Получается, что евразийский газовый ореол оказался данью дипломатии?

Продавать газ без посредников, наверное, не против всякая из добывающих стран, учитывая, что мировая цена на газ в два и более раза выше, чем может предложить Газпром. Хотя "камнем преткновения" могут стать транзитные тарифы. Контроль больших объемов транзита газа из стран Центральной Азии в Европу может приносить более ощутимые доходы, чем добыча.

Возможно, фигурирующая в последние дни идея создания международного газотранспортного консорциума с участием не только России, Украины, Германии, но и трех центральноазиатских производителей еще будет в повестке дня. Пока транзитную прерогативу "по наследству" от бывших союзных ведомств резервировал за собой нынешний российский Газпром. Но если это казалось естественным в минувшие 90-е годы, когда объемы добычи падали по мере разрастания кризисных явлений, то сегодня ситуацию сложно назвать однозначной.

С одной стороны, по мере роста цен на углеводородное сырье экономика добывающих стран СНГ воспрянула, а вместе с ней и потребность более эффективно использовать свои ресурсы. С другой, транзитные государства стремятся не только получить максимальную выгоду, но и контролировать транзит, а следовательно, тарифы, объемы прокачки. И не только газовым вентилем можно рулить уверенно, когда в многоголосом оркестре поставщиков, потребителей трудно определить, в чьих руках он фактически. В-третьих, европейские потребители заинтересованы в снижении транспортных издержек и диверсификации поставок.

ИДЕЯ ЗАВИСЛА

Одним словом, чем и когда закончатся переговоры по созданию евразийского газового альянса, прогнозировать сложно. Главного события, знаменующего для участников переход к завершающему этапу, похоже, и близко нет. Договориться о цене кубокилометра, условиях тарифов на транзит, а главное, прав на трубу не удается. Собственно, "евразийскую" приставку газовый альянс имел лишь в начале, когда Газпром в июне прошлого года вел переговоры о создании газового СП с Казахстаном. Судя же по последним событиям, Россия, выходит, не собиралась допускать азиатских партнеров к европейской горелке?

Напомним, после создания СП "КазРосГаз" 7 июня 2002 года как части воплощения идеи евразийства президент Путин через пару дней подписал трехсторонний договор о газовом сотрудничестве с украинским коллегой Л. Кучмой и германским канцлером Г.Шредером. Россия рассчитывала на контроль всего транзита, и по ее замыслу консорциум должен был получить в управление все трубопроводные мощности Украины. Но не тут-то было: Рада отказала в передаче собственности международному транспортному консорциуму. В российской прессе уже не раз сообщалось, что консенсус между Киевом и Москвой, наконец, достигнут, но, судя по текущим переговорам России с Украиной, Германий и даже Белоруссией, близкого конца еще не видно.

РЕШИТЕЛЬНЫЙ, НО БЕЗРАССУДНЫЙ

Поскольку Украина является энергетическим мостом при транзите газа из Центральной Азии и России в европейские страны, она выставила свои условия Газпрому, взявшему на себя обязательства европейского поставщика. При этом обе страны заинтересованы в покупке азиатского газа и опираются практически на одних и тех же производителей: Туркменистан, Узбекистан, а в последние годы и Казахстан, где объемы голубого топлива растут. Украина, как известно, в последние годы стала самостийно покупать туркменский газ. Однако ее амбиции этим не исчерпываются, и она готова реэкспортировать излишки в Европу. Газпром не соглашался, настаивая на передаче этой функции своей "дочке" - Газэкспорту, но, по последним сообщениям СМИ, вроде как уступил.

Заметим, что в течение года переговоров рассматривались разные варианты. По украинскому сценарию консорциум должен покупать транспортируемый газ на границе Украины с Россией и продавать его в Европу. Сотрудники Газпрома, собиравшиеся контролировать транспортный тариф украинцев, переговорной позицией Киева шокированы, отмечают эксперты. Но украинская сторона опасается, что Газпром как поставщик и Ruhrgas как потребитель будут заинтересованы в низком тарифе на прокачку газа через украинские сети. В конечном счете, Украина раздумала допускать Газпром и немецкий Ruhrgas к управлению существующей газотранспортной инфраструктурой страны.

Международному консорциуму предложено управлять только новой веткой Александров Гай - Новопсков - Ужгород, если вложится он в ее строительство. Стороны пришли к соглашению построить новый трубопровод стоимостью $2 - 2,5 млрд в течение 3-4 лет, который позволит поставлять в Европу ежегодно на 28 млрд. м3 больше. В течение 2004 года в газопроводную систему Украины из России поступит 127,8 млрд м3 газа. Из них 110 млрд м3 будет прокачено на газовый рынок стран Западной Европы.

И все же решение российского правительства на фоне неудач с турецким "голубым потоком" потратиться на газотранспортную систему Украины расценивается экспертами как шаг решительный, но безрассудный. По мнению оппонентов, еще не все имеющиеся трубы в Украине загружены в полную мощь. Пропускная способность уже построенных на Украине газопроводов в три раза больше, чем тот объем, который используется в настоящее время. Будет ли Россия строить в обход Украины, тоже пока неясно.

Эксперты считают, что, основные усилия Газпрома должны фокусироваться на Северо-Европейском трубопроводе, поскольку он позволит выйти компании на новые рынки сбыта и по определению обладает меньшими политическими рисками. Как бы то ни было, но "своя труба" часто остается единственным убедительным козырем в переговорах россиян с самостийцами.

ПОБОЧНЫЙ МОТИВ

Каковы перспективы Казахстана в этом случае и будет ли он включен в международный газотранспортный консорциум, остается неясным. Хотя при создании СП "КазРосГаз" такая идея высказывалась главой Газпрома в ходе одного из визитов в Казахстан.

Газпром является монопольным поставщиком газа в страны ЕС и СНГ, а в случае, если в управление газотранспортного консорциума перейдут украинская и российская составляющие трубопровода "Союз", то откроется возможность импорта среднеазиатского газа без российского монополиста. Потеря монополии на российский участок "Союза" может обернуться потерей контроля и над ГТК. И таким образом идея превращения РФ в транзитную зону для газодобытчиков может обрушить систему долгосрочных контрактов Газпрома в Европе.

Эксперты отмечают также, что достигнутые договоренности по реконструкции газопроводов Средняя Азия-Центр, о добыче газа на условиях СРП в Узбекистане и Туркмении, о создании СП с "Белтрансгазом" - также могут оказаться похороненными в неизбежной газовой войне, в которой уже задействованы Белоруссия, Украина, Туркмения. В конечном счете, недавно после консультаций с российским правительством украинский вице-премьер Виталий Гайдук сообщил, что Россия и Украина пока не планируют привлекать к участию в консорциуме Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. Об этом могут вспомнить, когда появятся вопросы, связанные с гарантиями обеспечения необходимых объемов газа, заявил украинский вице-премьер.

По мнению россиян, Газпром сам должен предоставить гарантии загрузки газопроводов потребителям и выбирать, какой газ пойдет по трубе: российский или среднеазиатский. Все бы ничего, как говорится, но всегда ли можно определить точно, какая партия газа идет и по какой трубе, а значит, и по какой цене? Актуальным может оказаться и вопрос обеспечения объемов транспортировки газа. Не приведет ли это к тому, что производители попытаются "проторить" свои пути на рынки? Ведь обходной вариант в переговорах может найти каждая сторона, правда, вряд ли он оказывается выгодным.

Украина, возможно, пошла на дежурный ход, предложив новых участников, дабы прояснить конечные намерения партнера и настоять на своих условиях. В кульминационные моменты переговорного процесса Киеву также приходится опираться на центральноазиатских производителей газа, которые не против воспользоваться альтернативой. Динамика основного мотива переговоров нарастает, но потом солирует лиричная побочная тема, как в бетховенской симфонии.

dn.kz

Предыдущая статьяПрезидент Казахстана надеется, что в перспективе Евразийский и Европейский союзы могли бы объединиться
Следующая статьяЧем пахнет Каспий