Чем пахнет Каспий
Гульшен АШИРОВА, Ашхабад, "Деловая Неделя"
БАРХАТНЫЙ СЕЗОН в регионе начался с развязывания морских узлов вокруг Каспия и прежде всего ключевых вопросов по охране экологии этого уникального водоема - крупнейшего замкнутого моря. В туркменской столице на днях прошли 8-я региональная сессия Координационного комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Каспийского моря (КАСПКОМ) и 11-е заседание специальной рабочей группы (СРГ) по разработке Конвенции о правовом статусе Каспия.
Проблема с урегулированием правового статуса уникального водоема волнует Туркменистан уже около двенадцати лет. Как, впрочем, и остальные прикаспийские государства, образовавшиеся вдруг после неожиданного раскола великой советской державы. До включения новых участников в секторальный принцип деления Каспия морское соседствование СССР и Ирана десятилетиями проходило в рамках устраивавшей обе стороны соглашения о делимитации Каспия, закрепленного Конвенцией в 1940 году между правительствами этих стран. Но ближе к середине девяностых прошлого века дискуссии стали трансформироваться во взаимные упреки, дело дошло даже до территориальных претензий в отношении приграничных морских нефтегазовых блоков. Приветствуя гостей в конференц-зале фешенебельного столичного отеля Ниса, туркменский вице-премьер и министр иностранных дел Рашид Мередов особо подчеркнул, что "Конвенция о правовом статусе Каспия может стать ключевым документом, который позволит разрешить множество проблем, связанных с использованием ресурсов моря и сохранением его экологии и биологической среды".
Изучение статей Конвенции эксперты ранее проводили в Баку, Алматы и Москве, и с каждым разом "регулярность" встреч приносила свои плоды, если и не сенсационные, то, по заверениям участников, достаточно результативные. Так, на подобном форуме полтора месяца назад в Москве на уровне глав внешнеполитических ведомств удалось добиться соглашения по рыболовству, судоходству и защите окружающей среды Каспия, а также гидрометеорологии и биоресурсах. Однако на деле получается не всегда, как того хотелось бы. В Туркменистане были уверены, что непростой вопрос дефиниции моря должен решаться на высшем уровне. "Нужно собраться и решить, как делить воду, дно. Ждут своей разработки каспийские ресурсы. Только на нашем шельфе нефти - 12 миллиардов тонн, очень много газа и много ценной рыбы", - говорил туркменский президент Сапармурад Ниязов, отстаивая перед своими прибрежными коллегами необходимость встречи. Однако, несмотря на оптимистические заверения экспертных групп, накануне официального диалога на высшем уровне первый Прикаспийский саммит глав государств, прошедший по инициативе Ашхабада в апреле 2002 года, завершился безрезультатно. Тогда же и прозвучала упреждающая фраза из уст Туркменбаши о том, что "Каспий пахнет кровью".
В этот раз в Ашхабаде на очередном заседании рабочей пятерки, в рамках которого спецпредставители в пределах своей компетенции пытались согласовать все позиции и соответственно документы для предоставления окончательных вариантов ко второму саммиту глав прикаспийских государств. Намечено провести его в Тегеране в январе 2004 года. "Мы надеемся, что саммит глав прикаспийских государств состоится в начале 2004 года и будет проведен в Тегеране", - сказал специальный представитель Ирана по Каспию Мехди Сафари. Он также сообщил, что в преддверии встречи на высшем уровне в ноябре в иранской столице должно состояться подписание Рамочной конвенцией по экологии, а в декабре - очередная встреча спецпредставителей.
В Ашхабаде два дня обсуждались в основном технические аспекты. В период заседаний, которые, по признанию самих участников, проходили довольно "эмоциально", была проведена значительная работа по согласованию основных пунктов и статей проекта базового документа по статусу Каспия. Практически окончательно согласовали Рамочную конвенцию по защите морской среды этого уникального водоема. Все делегаты в своем заключительном спиче воздали должное дипломатическому искусству председателя собрания Хошгельды Бабаева, спецпредставителя туркменского президента по Каспию, тонко сумевшему всех участников настроить "на конструктивный лад".
В один голос участники признали особую значимость обсуждаемой конвенции. По сути это первый пятисторонний документ, предусматривающий меры по регулированию антропогенного воздействия на водную среду, по охране и воспроизводству биологических и других ресурсов моря. И, как упоминалось выше, он готов к подписанию в начале ноября текущего года. "Экологическая тема практически закрыта. Впереди испытание в ноябре в Тегеране, где впервые мы имеем возможность подписывать документ (Рамочную конвенцию по экологии) впятером", - поделился своим мнением с журналистами спецпредставитель РФ Виктор Калюжный.
Для Туркменистана нынешняя встреча оказалась гораздо продуктивнее прежних заседаний. Азербайджанская сторона предложила Ашхабаду возобновить двусторонние переговоры по определению морских границ. "Для обоих государств очень важно договориться о срединной линии на море", - заметил заместитель министра иностранных дел Азербайджанской республики Халаф Халафов. Напомним, из-за неопределенности статуса Каспия и как следствие этого территориальные притязания Баку на спорные с Туркменистаном нефтяные месторождения Хазар и Осман (в азербайджанском варианте соответственно Азери и Чираг) возникли серьезные разногласия с Азербайджаном. Ашхабад неоднократно обращался с предупреждениями к Баку и собирался даже обратиться за поддержкой в Международный арбитражный суд и ООН по поводу выкачивания нефти на спорных участках. С момента последних туркмено-азербайджанских переговоров по поиску приемлемого для обеих сторон метода определения срединной линии прошло более двух лет.
Медленно, шаг за шагом, но все же вперед к цели продвигается этот сложный процесс - делимитация Каспийского бассейна. И это при том, что весь период переговорного процесса "обнажались" серьезные разночтения по многим пунктам, которые не могли разрешиться в рамках мандата проведенной встречи. В то же время, по словам Калюжного, возглавляющего свою делегацию, расхождения носят концептуальный характер. Они касаются "принципа демилитаризации, разграничения акватории Каспия, а также прохождения судов прибрежных государств во внутренних водах России и прокладки транскаспийских нефтегазовых трубопроводов". Эксперты отдают отчет, что вряд ли удастся достигнуть консенсуса на этом уровне. Здесь нужен другой, самый высокий уровень - встреча президентов, особенно в решении вопроса делимитаризации. Россия, по крайней мере, выступает однозначно против этой процедуры, считая, что на Каспии необходима боеспособная флотилия. "В условиях, когда в непосредственной близости от региона расположены опаснейшие очаги международного терроризма, образовавшийся вакуум может быть заполнен в ущерб интересам всех пяти прикаспийских государств", - заявил посланник Владимира Путина Виктор Калюжный.
Призыв заслуживает интереса. Еще не забыт скандал с демонстрацией силы среди каспийских соседей, когда иранский военный корабль в июле 2001-го заставил покинуть азербайджанское исследовательское судно "Геофизик-3" приграничные воды, где велись разведочные работы в перспективных структурах "Алов", "Шарг" "Араз". Агрессивные действия Ирана, претендующего на одну пятую часть водоема, жестко продемонстрировали возможность разрешения противоречий на Каспии немирным путем и вызвали обеспокоенность не только прибрежных стран.