Зачем России нужна своя военная база в Канте
Алексей Матвеев
Итак, Россия и Киргизия подписали Соглашение "О статусе военнослужащих Вооруженных сил РФ в Киргизии", что подразумевает определение задач, функций и предназначение российской авиационной базы в городе Кант. Официальное открытие базы в Киргизии произойдет в октябре. Но уже сейчас ясно, что Россия сделала очень важный геополитический шаг, связанный с укреплением своего присутствия в Центральной Азии. Хотя вряд ли такое присутствие можно назвать активным. В соглашении особо отмечается, что нахождение российской авиабазы на территории Киргизии "носит оборонительный характер и не направлено против других государств". В Канте будет дислоцирован относительно небольшой российский гарнизон, который в несколько раз уступает, скажем, расположенным под Бишкеком в аэропорту Манас натовским войскам. На российской базе будут размещены на постоянной основе 5 штурмовиков Су-25, 5 истребителей Су-27, 4 военно-транспортных самолета (Ил-76 и Ан-12), воздушный разведчик Ан-30 и вертолеты Ми-8. Киргизия передает в состав авиабазы учебно-тренировочные самолеты Л-39 для подготовки своих пилотов. Персонал российских военных составит около 300 человек. Для сравнения в Манасе размещается 25 боевых F-16 и военно-транспортных самолетов C-130 и 2000 военнослужащих из США, Франции, Дании и т.п.
Хотя, по словам министра обороны Сергея Иванова, благодаря создаваемой базе в Канте "военно-транспортная авиация, если возникнет необходимость, сможет оперативно и быстро помочь наращиванию количества наших воинских подразделений в этом регионе", в том числе не только авиационных, но и сухопутных. Вообще же база в Канте по признанию министра обороны РФ предназначена для решения широкого спектра задач. "Прежде всего, это обеспечение совместной безопасности России и Киргизии, - уточнил он. - Предусмотрено, что силы и средства базы могут быть использованы для несения боевого дежурства в составе дежурных подразделений противовоздушной обороны. Кроме того, являясь компонентом Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) в Центральноазиатском регионе (ЦАР), силы и средства авиабазы могут использоваться для реализации решений Совета коллективной безопасности". Иванов особо подчеркивает, что создание авиабазы в Бишкеке отвечает национальным интересам России и безопасности ее ближайших союзников.
Между тем Иванов отверг версию о том, что создание авиабазы в Канте связано с противодействием структурам НАТО в регионе. Отмечая это, он сказал, что относится "совершенно спокойно к присутствию неподалеку от российской военной базы многонациональных сил" НАТО. "Задачи двух этих баз диаметрально противоположны. Она (база многонациональных сил) создана для решения конкретной задачи обеспечения действий на территории Афганистана. Наша база будет располагаться в интересах всех наших союзников по ДКБ и обеспечивать прикрытие наземных подразделений и боевую мощь для обеспечения стабильности и безопасности всех стран региона".
Такое объяснение имеет право на существование, но факты свидетельствуют о другом. По признанию бывшего начальника Главного управления международного военного сотрудничества генерал-полковника Леонида Ивашова разговор о создании военной базы в Канте шел еще начиная с 1992 г. База не была развернута ни в 1999, ни в 2000 г., когда силы диверсантов-террористов рвались через Баткент в Ферганскую долину. В 2002 г. в Бишкек пришли американцы. Им временно отдали для полетов аэродром Манас. Как известно, еще год назад киргизская оппозиция требовала передать военный аэродром в Канте американцам. И только, когда им всерьез заинтересовался Пентагон, Москва, не дожидаясь подписания договоренностей по этому вопросу, спешным порядком направила туда в конце 2002 г. свои боевые самолеты, а президент Путин, заявил, что именно в Канте будет еще одна военная база РФ. Но надо заметить, что эта база, действующая в рамках ОДКБ, будет финансироваться из российского бюджета. И это не случайно. В штабе ДКБ не скрывают, что один из стимулов, которые они пропагандируют для участия в этой организации, являетс я материальный интерес страны.
В Минобороны РФ отказываются говорить о том, почему несколько раз переносилось подписание соглашения об открытии в Канте российской военной базы. Этого события ждали давно. Поначалу говорили, что оно состоится в мае, потом в июле. И вот сейчас уже конец сентября и соглашение наконец-то только подписано. Хотя в кулуарах замечают, что стороны не могли договориться по материальным вопросам. Бишкек настаивал на арендной плате, Москва требовала передать аэродром в Канте безвозмездно. Как мы видим, победил российский вариант. Как заявил представитель Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-майор Олег Латыпов, Киргизия все передает российской стороне на безвозмездной основе, то есть объекты недвижимости, воду, электроэнергию, другие коммунально-бытовые элементы для обеспечения деятельности и функционирования российской авиабазы. "Российский личный состав авиабазы в Канте будет иметь достаточно высокий статус, предусматривающий ряд иммунитетов, в том числе неприкосновенность личности, жилища, документации, переписки и другие", - сказал он.
Таким образом, статус российских военнослужащих в Киргизии будет таким же как и у представителей НАТО. Хотя в отличие от России, альянс платит Бишкеку "огромные" деньги. Как сообщил вице-премьер, спецпредставитель президента Киргизии по иностранным инвестициям Джоомарт Оторбаев, расходы военной международной авиабазы Манас, только за период с октября 2002 г. по июль 2003 г. составили 80 млн дол., что равно 2% к ВВП Киргизии. Из этих денег 17 млн дол. было затрачено на оплату товаров и услуг, сказал он.
Какие аргументы использовала Россия, чтобы склонить Бишкек к безвозмездной передаче Канта - не известно. Хотя факт того, что это произошло свидетельствует об известном успехе наших военных дипломатов.
Справка:
Соглашение "О статусе военнослужащих Вооруженных сил РФ в Киргизии" рассчитано на 15 лет и автоматически продлевается еще на 5 лет по взаимному согласию сторон. В соответствии с документом, "боевую готовность, оперативную и боевую подготовку, организационно-штатную структуру и другие вопросы повседневной деятельности авиабазы контролирует Минобороны РФ". Личному составу авиабазы предоставлен дипломатический иммунитет, их имущество неприкосновенно и не подлежит аресту или задержанию.
//GazetaSNG//