CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

gazetasng.ru

Феликс Кулов: "Просить помиловать, значит признать себя виноватым"

24 сентября 2003

Феликс Кулов: "Просить помиловать, значит признать себя виноватым"

Эксклюзивное интервью Феликса Кулова сайту партии "Ар-Намыс"

-Ваше отношение к переходу Вооруженных Сил Киргизии к профессиональной армии?

- Отношение положительное. Но реформа Вооруженных сил заключается не только в этом. Профессионал не может воевать морально и физически устаревшим оружием. К сожалению, бюджет государства слишком скуден, чтобы выделять из него средства не то чтобы на обновление, но и на поддержание имеющейся военной техники в боеготовом состоянии. К тому же, прежде чем тратиться на военные цели нужно вначале определиться, а для решения каких задач мы должны создавать регулярную армию, и в каком виде? Если для обороны от наших соседей, то это глупо, так как мы имеем с ними различные договоры о мире, вечной дружбе, ненападении, а также входим с некоторыми из них в Договор о Коллективной безопасности. Если же для защиты от других военных блоков, к примеру, от НАТО, то это не менее глупо. Главный источник угроз для нас те организации, которые могут повторить события, сходные с баткенской войной. Отсюда и соответствующие требования к системе организации и структуре наших вооруженных сил. Мы никак не можем отрешиться от идеологии и принципов советской военной доктрины, основанной на былой мощи великой мировой державы. И хотя масштабы сегодня уже не те, но менталитет и подходы остались в основе своей, прежними. После развала СССР количество военнослужащих и численность боевой техники у нас резко сократилось, но число генералов столь же резко взросло. Горько однажды пошутил народный депутат Дооронбек Садырбаев, дав такую оценку: наша доблестная армия вместе со своими генералами драпала от 50-ти боевиков во время баткенской войны. Мы давали раньше свои предложения по реформе Вооруженных сил на круглом столе 2, но ..

-Что можете сказать об отправке киргизского миротворческого контингента в Ирак?

- Если и захотим, все равно не сможем за короткий срок подготовить необходимое количество военнослужащих для решения подобных задач, да и денег для этих целей не сможем найти.

-Ваша позиция о деятельности Хизб ут-Тахрир?

- Я не одобряю методы этой организации, так как они не имеют ничего общего с провозглашенными в нашей Конституции задачами построения светского, демократического, правового государства. При этом оговорюсь, я не противник религиозной свободы.

-Каково Ваше видение на будущую обстановку с военными базами США и России. Является ли это противостояние балансировкой сил в регионе? Что может это принести Киргизии?

- Если вы помните, при создании авиабазы Ганси я предлагал чтобы и Россия, как член антитеррористической коалиции, приняла участие в данной структуре. То, что Российское руководство много времени спустя приняла решение разместить свои самолеты на военном аэродроме в Канте, больше походит на попытку доказать политическим критикам в своей стране, что Россия по прежнему оказывает влияние на центрально-азиатский регион. С точки зрения реальных угроз, правильнее было бы разместить российскую военную базу в Ошской или Баткенской области. Что касается нашей внешней политики в отношении США и России, то нам нельзя играть на противоречиях между ними, выгадывая личные интересы. Наша позиция должна заключаться в том, чтобы быть в качестве моста для нахождения общих точек соприкосновения и интересов между великими и не очень великими державами.

-Кыргызстан входит в список самых коррумпированных стран. Коррупция - как с ней бороться?

- Утверждают, что рыбу надо чистить с хвоста, но поскольку она начинает гнить с головы, рекомендуется вначале отрезать голову, чтобы процесс гниения не охватил все туловище.

-Не секрет что у нас развита клановая система управления. Ваше мнение по этому поводу?

- Единственный способ борьбы с этим явлением перейти к тому, чтобы политические партии могли участвовать в выборах в Жогорку Кенеш с последующим влиянием на формирование правительства партийного большинства. Если будет принято предложение об участии политических партий в указанном процессе, мы готовы согласиться на то, чтобы сегодня победила партия власти, поскольку при такой системе народ очень быстро разберется и поймет, что к чему. Однако нынешнее руководство страны этого не допустит ни при каких условиях. Ему легче и выгоднее влиять и решать свои вопросы через одного послушного преемника марионетки, чем иметь дело с большим количеством депутатов парламента и членами правительства, которые к тому же будут постоянно находиться под огнем критики своих оппонентов. Кстати, выгодно иметь дело с одним человеком и ряду стран, которые здесь нашли свои интересы. Но уверен, что очень скоро многие поймут, что для Киргизии существующая модель государственного устройства с единоличной верховой властью президента ни за что и ни перед кем не ответственного, ни к чему хорошему не приведет.

-Феликс Шаршенбаевич, многие жители Киргизии уже убедились, на опыте страны, что один руководитель может легко завладеть возможной властью и влиянием. Каковы Ваши взгляды на власть?

- Нас всех пытаются убедить, что без единогласной власти президента, страна ввергнется в пучину хаоса, превратится в стадо баранов без вожака. Но у кыргызов никогда не было единого царя. Даже великому Манасу пришлось сдать свой пост главнокомандующего, чужеземцу Алманбету и стать рядовым воином. И ничего страшного не произошло. За прошедшее время наш народ не отупел, хуже не стал, сумел выжить. Но за годы независимости мы фактически дали возможность расцвести трайбализму и клановости. Положение необходимо исправлять. Как? Очень просто: перейти к парламентской форме правления, которая исторически и генетически более свойственна нашему народу. Защитники нынешней власти пугают нас, что выборы при парламентском устройстве государства разобщат народ. Это абсолютная чепуха! Выборы по партийным спискам разобщают не народ, а политическую элиту. Народ только выиграет от этого, поскольку оппозиционные политические парламентские партии в борьбе за голоса избирателей не будут давать возможности своим оппонентам погрязнуть в коррупции, клановости и т.п. грехах. А вот при выборах президента народ действительно разобщается и прежде всего на север и юг, а потом уже по более мелким признакам. Здоровая политическая конкуренция на уровне партии сегодня попросту отсутствует и невозможна, так как президент всем правит, а партиям дает возможность существовать лишь в качестве демократического фасада, чтобы затушевывать авторитарную начинку.

-Киргизия 10 лет спустя. Каким вы его видите?

- Если к власти придет зависимый от прежнего хозяина преемник (это наиболее реальное развитие событий, поскольку правящий режим никогда мирно не отдаст власть в руки своих оппонентов из-за ложной боязни, что с ними поступят точно также как и со мной, то есть сфабрикуют любое уголовное дело и осудят с помощью карманных судов) то лучше из страны уехать, ибо работать и жить здесь будет очень сложно и небезопасно. Акаев и его окружение прекрасно поняли, что никто, никакое государство, даже сверхдержава не смогут заставить их что-либо изменить в своей внутренней политике, пока они будут поддерживать инициативы и интересы ряда заинтересованных стран, например, по авиабазе Ганси, военному аэродрому в Канте и т.п. Хотя невозможно представить, чтобы Акаев или даже парламент, попробовали бы отказать в какой-либо просьбе великим державам. Не сможет такое сделать и оппозиция, если придет к власти. Но пока этого наши друзья в лице стран-доноров не понимают и готовы поддерживать любые режимы в ответ на их внешние проявления лояльности.

-Как вы относитесь к политике двойного гражданства?

- Наша партия изначально выступала за двойное гражданство. Время показало, что мы были правы. Если бы наши правители не побоялись внести данный вопрос на референдум (а народ однозначно поддержал бы), то сегодня мы могли бы разрешить немало проблем в интересах наших соотечественников.

-Как Вы считаете, необходимо ли признать референдум по принятию новой редакции Конституции несостоявшимся?

- Совершенных законов не существует. Когда народ почувствует, что и новая редакция Конституции уже не отвечает требованиям гражданского общества, то, скорее всего буде проведен новый референдум. Это наиболее разумный и неконфликтный путь по сравнению с политикой пересмотра и отмены прежних решений, даже под соусом признания их незаконными и нелигитимными.

-Каково реальное состояние деятельности партии? Есть ли действующие проекты? Ведется ли финансирование? Откуда? Помогают ли Западные организации?

- Нам никто не помогал и не помогает. Мы держимся на голом энтузиазме, преданности и стойкости наших членов партии.

-Многие думают, что партии Киргизии должны работать, так как работала КПСС, масштабно, громко, управляя всеми процессами и т.п., так ли это? А как работает Ар-Намыс?

- В США, например, партии начинают активно работать в ходе подготовки и проведения предвыборных кампаний. Это разумно и рационально. Никакая партия в нашей стране, кроме пропрезидентской, не в состоянии иметь достаточные финансовые средства, для того чтобы работать как КПСС. Ар-Намыс работу на местах не афиширует, чтобы сберечь своих рядовых членов партии от преследования властей.

-Если Вас не освободят до президентских выборов, каких других возможных кандидатов партия будет поддерживать?

- У нас есть план на предстоящие выборы, в том числе по совместным действиям не только с лидерами оппозиционных партий, но и многими из числа людей, находящихся во властных структурах, которые нам тайно симпатизируют и помогают. Но более открыто о своих планах заявим позже.

-Есть ли перспективы у Киргизии, если Акаев все же уйдет с поста президента? Какова вероятность того, что Акаев предложит и приложит все усилия, для того чтобы на посту президента страны был свой человек ?

- Акаев сделает все возможное и невозможное, чтобы оставить своего преемника. Чисто по-человечески хочется только предостеречь: предают в первую очередь угодники и подхалимы, поэтому важно не ошибиться выбирая из обоймы людей, которых считают наиболее преданными.

-Почему руководство партии оперативно не реагирует на события в мире и Киргизии? Например, иракский вопрос, тема Дырылдаева, наступления на СМИ и др. Нам была бы интересна и важна позиция партии по важнейшим вопросам жизни.

- Мне представляется, что наша партия одна из первых откликается на все внешние события, но не всегда мы имеем возможность донести свои мнения до широкого круга людей. Вместе с тем, мы считаем необязательным реагировать на каждую акцию властей, чтобы не делать рекламы и поднимать значимость, зачастую их не очень удачных акций, которые, по сути, являются пустозвонством.

-Как Вы себя чувствуете в зоне? Ваше самочувствие, здоровье? Чем занимаетесь? Пишите мемуары, или заметки, дневник из зоны. Чем живет зона?

- Клетка, даже если она будет золотая, все равно клетка. Я не люблю жаловаться. У меня всегда все нормально. Мемуары пока не пишу, (это чуть позже), так как считаю, что если писать по свежим следам, то будет очень много субъективного. Нужно чтобы прошло определенное время, надо повзрослеть, помудреть.

О жизни в зоне. Исправительная колония 19 находится примерно в 60 км от Бишкека и в 6 км от с.Жаны-Жер, в тупике. Так, что добираться сюда порой нелегко, особенно в зимнее время. Снег убирать некому и нечем. Так же как и другие колонии, ИК-19 финансируется очень плохо. Это общеизвестный факт, поэтому большая надежда на иностранную помощь. Правда, наши чиновники хотят ее получать, но при этом не разрешают грантодателям посещать колонии и встречаться с осужденными. По крайней мере, в ИТК 19 никого не пускают. В колонии содержится около 500 человек. Из них примерно 50, так называемых, красных (бывшие сотрудники правоохранительных и силовых структур), остальные черные. В зоне существуют свои неписанные законы: например, запрещено употреблять спиртное, т.к. по пьянке человек может много дров наломать, запрещены драки между осужденными. Все споры улаживают те, кого заключенные изберут в общак. Надо признать, что эти неписанные законы хотя и очень суровые, но в целом справедливые. Видимо, по-другому здесь нельзя, чтобы не было беспредела. Каждый отвечает за свои слова и поступки. Снисхождения никому не делается.

Администрация выполняет свою работу, личных контактов с ее представителями я не поддерживаю. Живу как все, но стараюсь ни с кем близко не общаться, чтобы не навлечь на них неприятностей и прессинга со стороны соответствующих структур, т.к. здесь отслеживается каждый мой шаг.

Проблем в исправительных учреждениях много. Главная - нет работы. В ИК 19 положение хуже чем в других: несколько лет назад произошел бунт среди заключенных и они уничтожили все станки и производственные помещения. А восстановить сегодня не реально. Вообщем, картина не радует.

-Хотели бы вы изменить свой жизненный путь? На каком этапе? Жалеете ли Вы, что у Вас так сложилась судьба?

- Я как-то размышлял на данную тему и пришел к выводу, что все происшедшее в моей жизни имело какую-то сверхъестественную закономерность, исправить что-либо означало бы полностью, и кардинально все изменить. И хотя личной жизни не получается, ничего не стал бы менять, за исключением одного: я все отдал бы, чтобы вернуть погибшего сына.

-После всего, что Вы пережили, произошла ли с Вами так называемая "переоценка ценностей"? Что нового нашли Вы в себе? Что изменилось лично в Вас?

- Существенных изменений не произошло, стержень остался тот же.

-Говорят, если человек однажды испытал на себе серьезную физическую или душевную травму, то он испытывает сильный подсознательный страх перед ее повторением. Скажите откровенно, смогли бы вы пройти все эти муки и испытания опять, чтобы народ Киргизии стал жить намного лучше?

- Перефразируя слова известного поэта Давида Кугультинова, ответил бы так: "Если народ попросит, вскипяти даже чай у себя в горсти!"

//ЦентрАзия//

gazetasng.ru

Предыдущая статьяВ Ташкенте открылась конференция по солнечной энергетике
Следующая статьяКНБ поставил в неловкое положение президента РК