Россия должна приостановить ядерное сотрудничество с Ираном
(Посол Вершбоу считает, что Россия должна дождаться подписания протокола МАГАТЭ)
Посол США в России Александер Вершбоу заявил 19 сентября, что проблема Ирана является "критическим тестом" для Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года (ДНЯО), и выразил надежду, что Россия приостановит свою поддержку ядерной программы Тегерана до тех пор, пока Иран не начнет в полном объеме сотрудничать с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ).
Выступая на второй московской международной конференции по проблемам нераспространения оружия массового поражения, Вершбоу сказал, что США надеются, что "Россия заморозит строительство атомной электростанции в Бушере, Иран, и откажется поставлять топливо для нее до тех пор, пока Иран не согласится подписать дополнительный протокол и не начнет в полном объеме сотрудничать с МАГАТЭ в его реализации".
Посол привел ряд примеров отказа Ирана сотрудничать с МАГАТЭ, которые, по его словам, "абсолютно противоречат его обязательствам по ДНЯО".
"Превращение Ирана в ядерное государство нанесло бы сокрушительный удар по международной безопасности и режиму нераспространения, и США стремятся сотрудничать со всеми своими партнерами по нераспространению ОМП для того, чтобы Иран не выходил из ДНЯО", - сказал он.
Ниже приводятся выдержки из выступления Вершбоу:
Существуют серьезные основания полагать, что Иран движется тем же путем (что и Северная Корея). Проводимая Ираном политика обмана и задержек противоречит его заявлениям о разработке ядерных технологий для сугубо мирных целей. В частности, Иран позволил инспекторам МАГАТЭ взять пробы на одном из ядерных объектов только после многомесячного отказа в доступе - за это время иранцы вполне могли "подготовить" данный объект к визиту проверяющих. Другой пример - постоянно меняющиеся доводы Ирана в ответ на вопрос, для чего он ведет работы по обогащению урана. Вначале Иран заявил, что его программа обогащения урана осуществляется исключительно собственными силами, однако в дальнейшем он изменил свою позицию, когда инспектора МАГАТЭ обнаружили следы высокообогащенного урана в одной из центрифуг. Тогда Иран заявил, что приобрел оборудование за рубежом и что оно было "загрязнено" его первоначальным владельцем. Поведение Ирана абсолютно противоречит его обязательствам по ДНЯО. Без полного выполнения своих обязательств всеми сторонами и без строгого режима проверки существует растущий риск подрыва международного доверия, лежащего в основе ДНЯО. Если такое положение дел не будет исправлено, оно могло бы привести к региональным гонкам ядерных вооружений и уничтожить основу для мирного обмена ядерными технологиями
------
Чтобы укрепить существующий режим (нераспространения ОМП), мы должны увеличить нашу политическую приверженность ДНЯО, Конвенции о биологическом оружии (КБО) и Конвенции о химическом оружии (КХО) и проводить твердую политику по отношению к странам, чьи программы сегодня представляют серьезные угрозы для этих договоров. Более жесткие требования, дополненные более строгим правоприменением, обеспечивают лучшую надежду на удерживание любой другой стороны от стремления приобрести или передать ОМП или связанные с ним технологии. Наш опыт отношений с Ираном и Северной Кореей показывает, что мы должны постоянно быть готовы к тому, что та или иная безответственная сторона может использовать свою объявленную мирную ядерную программу для маскирования разработки ОМП.
Иран является критическим тестом для ДНЯО и для способности международного сообщества предоставлять МАГАТЭ эффективные полномочия по правоприменению. Неделю назад Совет управляющих МАГАТЭ принял решение, предписывающее Ирану в срок до 31 октября доказать, что у него нет тайной программы создания ядерного оружия. Уклончивая позиция Ирана в последние месяцы заставляет нас задаваться вопросом: что скрывает Иран? Если бы его ядерная программа носила сугубо мирный характер, как утверждает Тегеран, не было необходимости обманывать инспекторов или откладывать инспекционные проверки. Превращение Ирана в ядерное государство нанесло бы сокрушительный удар по международной безопасности и режиму нераспространения, и США стремятся сотрудничать со всеми своими партнерами по нераспространению ОМП для того, чтобы Иран не выходил из ДНЯО.
--
США ждут от России, что она поможет им убедить северных корейцев, что нормальное развитие российско-северокорейских отношений будет невозможным, если Пхеньян не согласится на полную, необратимую и поддающуюся проверке ликвидацию своих программ создания ядерного оружия. Мы также надеемся, что Россия заморозит строительство атомной электростанции в Бушере и откажется поставлять топливо для нее до тех пор, пока Иран не согласится подписать дополнительный протокол и не начнет в полном объеме сотрудничать с МАГАТЭ в его реализации. США рассчитывают, что Россия будет их партнером в деле нераспространения ОМП и использовать свое влияние, чтобы предотвратить превращение Северной Кореи и Ирана в ядерные государства.
(Распространено Бюро международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: