Большая игра //ДКБ меняет кожу
Однако неэффективность сотрудничества в рамках договора и переориентация политики бывших советских республик на Запад поставила ДКБ на грань развала. В мае 1999 г. Договор отказались пролонгировать Азербайджан, Грузия и Узбекистан, которые позднее вместе с экс-наблюдателями ДКБ - Молдавией и Украиной - объединились в ГУУАМ. Первую попытку реанимации договора предпринял, как бы это ни показалось странным, Борис Березовский, занимавший в то время пост исполнительного секретаря СНГ.
Он призывал всех не использовать аббревиатуру ДКБ СНГ, и объяснял, что Договор - самостоятельное военно-политическое объединение, не имеющее к Содружеству отношения. Однако сотрудничество в рамках Договора не продвинулось дальше разговоров о пользе военной интеграции. О Договоре вспомнили после того, как участники ДКБ начали предоставлять свое воздушное пространство и инфраструктуру вооруженным силам США, воюющим в Афганистане. В Москве опасаются, что в перспективе, используя эту военную инфраструктуру, Вашингтон сможет разыграть «исламскую карту» для дестабилизации ситуации в Центральной Азии, а затем устроить демократизацию по иракскому образцу.
Размещение же в киргизской столице американской военной базы показало Кремлю, что в плане обеспечения собственной безопасности на ДКБ его участники не надеются. Тогда в конце апреля этого года на саммите в Душанбе была предприняла очередная попытка реанимации Договора. Для пущей важности его переименовали в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Президенты России, Армении, Белоруссии, Киргизии, Казахстана и Таджикистана решили, что это будет сугубо оборонительный союз, ставящий перед собой задачи борьбы с терроризмом, наркотрафиком и оргпреступностью, включая торговлю живым товаром.
Высший орган ОДКБ - Совет коллективной безопасности, в который входят все шесть президентов. Сессии Совета будут проходить раз в год, если, конечно, политическая или военная ситуация не потребуют чрезвычайных решений. При ОДКБ действуют Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Комитет секретарей Советов безопасности и Постоянный совет, который объединяет полномочных представителей государств, работающих при ОДКБ на постоянной основе.
Объединенный штаб ОДКБ занимается оперативным руководством Коллективными силами быстрого реагирования (КСБР). Высший координирующий орган - Секретариат во главе с генсеком, назначаемым на три года, призван координировать работу структур всех шести стран по решению конкретных задач. В случае агрессии против любого из государств-участников ОДКБ остальные предоставят ему помощь, включая военную. Скрепить новую организацию призваны взаимные поставки оружия и военной техники по внутрироссийским ценам, а также помощь в подготовке военнослужащих. Но главное - решения ОДКБ станут обязательными для всех участников. Основное финансовое бремя ОДКБ Москва берет на себя, но не зря.
Если все сложится, она получит свободный доступ к военной инфраструктуре союзников, а также сможет урегулировать спорные финансовые вопросы по эксплуатации российских военных объектов, расположенных на территории союзников. Но главное ОДКБ дает возможность России официально контролировать ситуацию в Центральной Азии, и, возможно даже, разграничить в этом регионе сферы влияния с Вашингтоном. Пока рано говорить об эффективности новой организации. Хочется, конечно, верить оптимистам, типа президента Белоруссии. Неизвестно, на чем основан оптимизм Александра Лукашенко, но он считает, что другие военно-политические организации, в частности НАТО, «будут считаться и сотрудничать с ОДКБ».
eurasia.ru