Горькая память Ашхабада
Владимир Ардаев,
55 лет назад, в ночь с 5 на 6 октября 1948 года случилось Ашхабадское землетрясение. За несколько секунд 130-тысячный город был полностью уничтожен стихией.
Точное число жертв и пострадавших до сих пор остается неизвестным: шли тяжелейшие послевоенные годы, наступал закат сталинского режима - советское общество в тот период было особенно закрытым, и любая информация строго дозировалась.
В сообщении ТАСС, опубликованном газетой "Правда", говорилось:
"6 октября 1948 г. в 2 часа 17 минут по местному времени в районе г. Ашхабада Туркменской ССР произошло землетрясение силою до 9 баллов. В результате землетрясения в г. Ашхабаде имеются большие разрушения. Землетрясением разрушено большое количество жилых домов. Имеются многочисленные жертвы".
И - никаких подробностей. Зато через несколько дней "Правда" сообщила данные о погибших в результате землетрясения на территории соседнего Ирана.
Согласно одной из версий, которую я неоднократно слышал еще в советское время в Туркмении, Сталин распорядился "закрыть" информацию об Ашхабадской трагедии, чтобы избежать прибытия в страну большого числа представителей международных гуманитарных организаций - прежде всего, "Красного креста". Якобы Лаврентий Берия убедил вождя в том, что вместе с помощью в страну проникнет много иностранных шпионов.
Кадр хроники: расчистка завалов - того, что раньше было жильем Похожая судьба - у документального фильма Романа Кармена, снятого первые дни после землетрясения.
Лишь сейчас некоторые исторические кадры были показаны широкой публике. Особенно впечатляют съемки, сделанные с самолета: огромное пространство, занятое одними развалинами.
Как это было
Систематического описания катастрофы нет до сих пор - вся картина складывается из разрозненных фрагментарных воспоминаний. Автор одного из наиболее полных описаний трагедии - академик Д.Наливкин, оказавшийся в ту страшную ночь в Ашхабаде, в здании ЦК компартии республики.
В своей книге "Об ашхабадском землетрясении 1948 года" он говорит о неимоверной силы точках, сотрясавших сейсмоустойчивое здание ЦК:
"Когда я пришел в себя, то понял, что еще стою у открытого окна и держусь за раму, а за окном было что-то невероятное, невозможное. Вместо темной прозрачной звездной ночи передо мной стояла непроницаемая молочно-белая стена, а за ней ужасные стоны, вопли, крики о помощи. За несколько секунд весь старый глиняный, саманный город был разрушен, и на месте домов в воздух взметнулась страшная белая пелена пыли, скрывая все".
Эпицентр землетрясения мощностью 9-10 баллов находился у селения Кара-Гаудан примерно в 25 километрах юго-западнее туркменской столицы. Там на поверхности земли образовались огромные трещины.
Кадр хроники: девочка, потерявшая родителей. Такую же судьбу пережил и нынешний глава Туркменистана Сапармурад Ниязов Ашхабад, большинство улиц которого было застроено домами, сложенными из саманного кирпича (высушенная на солнце смесь глины с соломой), был разрушен мгновенно.
Землетрясения в предгорьях Копет-Дага - явление обычное, колебания почвы мощностью до 4 баллов случаются едва ли не ежемесячно. На сей раз толчки были такой силы, что шансов у города практически не оставалось.
Рухнули не только глинобитные постройки, но и почти все капитальные строения. Уцелели буквально несколько зданий, в числе которых были ЦК компартии и старинная мечеть на проспекте Свободы (ныне проспект Махтумкули).
Но большинство уцелевших зданий оказалось непригодным для эксплуатации и в дальнейшем было разрушено.
Вместо старого здания ЦК построили новое. Треснувшую мечеть снесли танками, и на ее месте разбили сквер, в центре которого установили памятник туркменскому поэту Махтумкули.
До конца 1980-х в Ашхабаде достояли только три постройки, пережившие 1948-й год: здание Госбанка, корпус электростанции и памятник Ленину.
Никто не выжил
В советское время упоминалась официальная цифра жертв землетрясения: 40 тысяч человек. Разные источники указывают на то, что реально она была почти втрое больше и достигала 110 тысяч.
Кадр хроники: солдат спасает ребенка В число жертв не были включены погибшие в других туркменских населенных пунктах, военнослужащие и заключенные.
Между тем, как указывают источники, в находившемся на окраине столицы военном городке погибли почти все. Меньше всего шансов спастись было у солдат - казармы стали их братской могилой.
Как ни странно, зэкам повезло больше. Группе бандитов удалось вырваться из развалившегося здания тюрьмы и они, захватив оружие, устроили грабежи и стрельбу.
Десятки тысяч погибших и раненых. Множество людей на улицах у развалин своих домов. Разрушены средства транспорта и связи. В кромешной тьме люди пытались руками откапывать своих близких. А перед рассветом - новый мощный толчок.
До утра город практически находился в изоляции. Первым сообщил о катастрофе на "большую землю" неизвестный военный радист.
В Ашхабад сразу же были направлены воинские части, отряды строителей и врачей.
Кроме одной первоочередной задачи - помощи выжившим - предстояло решить и другую не менее важную. Разобрать завалы, собрать и похоронить останки погибших.
Городу грозили эпидемии - тела быстро разлагались, ведь столбик термометра в Ашхабаде в начале октября может подниматься выше плюс 30.
Слева: старинная мечеть в центре города осталась только на фотографиях. Справа: кадр хроники Часть оставшихся в живых была эвакуирована, часть расселена в палатках и землянках.
Согласно официальным сообщениям , город был отстроен в кратчайшие сроки. На самом деле последствия землетрясения можно было наблюдать и сорок лет спустя.
В 1983 году, когда я приехал в Ашхабад работать корреспондентом "Комсомольской правды", то видел землянки в окраинных районах города (например, в печально известном бедном районе, который на местном сленге назывался "Гажа").
Здесь люди жили с 1948-го года.
А здание республиканского музыкального училища в 1980-е по-прежнему размещалось в строительных вагончиках.
Только после распада СССР город был отстроен с размахом - фактически заново.
bbcrussian.com, Москва