РЕФОРМЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ИНТЕРЕСУЮТ США В ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ
По крайней мере, такой вывод можно сделать из заявлений посла этой страны в нашей стране Рино Харниша
Р.МИРКАДЫРОВ, М.ЯШАРОГЛУ
Zerkalo
Сегодня ожидается визит в Азербайджан министра обороны Соединенных Штатов Америки Дональда Рамсфельда. На следующий день утром он отправится в Кабул, откуда вечером того же дня возвратиться в Баку. 5 декабря утром он, как предполагается, отбудет в Багдад, а затем посетит Тбилиси. Отметим, что Д.Рамсфельд однажды уже находился с визитом в Баку в декабре 2001 года.
Комментируя это событие, посол США в Азербайджане Рино Харниш заявил, что визит главы Пентагона в Баку является не политическим шагом, а проявлением практического сотрудничества ("Тренд").
По словам дипломата, на переговорах с высшим руководством страны американский министр обсудит вопросы дальнейшего сотрудничества, в том числе в области антитеррористической борьбы, миротворческой деятельности, помощи в обучении азербайджанских военнослужащих.
На вопрос о возможности размещения американских военных баз в Азербайджане Р.Харниш ответил, что США приступают к перегруппировке своих вооруженных сил по всему миру. В этом контексте США изучают возможности передислокации военных баз из Европы в иные регионы, и в настоящее время рассматривается несколько вариантов, добавил посол.
Говоря об общих перспективах сотрудничества Вашингтона и Баку, Р.Харниш сообщил, что США намерены вести с Азербайджаном особо активную работу по следующим направлениям: борьба с глобальным терроризмом, дальнейшее развитие энергетического коридора Восток-Запад, справедливое урегулирование нагорно-карабахской проблемы на основе взаимного согласия и на долгий срок, продолжение проводимых в Азербайджане политических и экономических реформ.
Это, по мнению дипломата, поможет вхождению Азербайджана в евроатлантическое пространство в будущем. Напомним, что, согласно новой военной доктрине США, Вашингтон собирается сократить американское военное присутствие за рубежом. То есть США по возможности откажутся от размещения в других странах крупных военных баз. Но при этом предполагается размещение вблизи к "чувствительным точкам", то есть к очагам возможных конфликтов и глобального терроризма, мобильных подразделений армии США, чем-то вроде войск быстрого реагирования. Эти подразделения в случае возникновения каких-либо кризисных ситуаций должны сыграть роль "авангарда" до прибытия основных сил.
По целесообразности размещения этих "мобильных подразделений" Азербайджан, да и весь Южный Кавказ, является достаточно привлекательным регионом для США. Во-первых, сам этот регион является одним из "горячих точек" и самое главное "чувствительной", с точки зрения геополитических интересов США. На первый взгляд, появление американских войск в Азербайджане или же Грузии (об Армении пока речи быть не может) может стать в определенной степени стабилизирующим фактором в урегулировании существующих в регионе конфликтов. Насколько само урегулирование будет "справедливым", то есть будет отвечать интересам Азербайджана и Грузии - это уже другой вопрос.
Во-вторых, регион, прежде всего Азербайджан, непосредственно граничит с одним из "очагов терроризма" и "глобальной угрозой миру", в понимании Вашингтона - Ираном. Одним словом, США могут использовать Южный Кавказ, в частности, Азербайджан, в качестве плацдарма в случае возникновения кризисных ситуаций в самом Иране или же во взаимоотношениях с этой страной.
В-третьих, как сказано выше, Южный Кавказ находится в сфере геополитических интересов США. А это значит, что Южный Кавказ является регионом, где идет соперничество между США и Россией, между США и в целом Европой, и наконец, в меньшей мере между Россией и Западной Европой. Одним из проявлений этого геополитического соперничества является решение о строительстве трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, которое было продиктовано больше политической, чем экономической необходимостью. Естественно, реализация такого крупного проекта в таком нестабильном регионе чревата определенным риском, в том числ е террористическим. Поэтому размещение "мобильных подразделений" США может, опять же на первый взгляд, уменьшить подобные риски.
Буквально на днях почти все азербайджанские СМИ со ссылкой на британскую Guardian опубликовали информацию о том, что ГРУ Российской Федерации готовит планы провокаций в отношении ОЭТ Баку-Джейхан. Цель - вывести из строя нефтепровод, и тем самым заставить спонсоров отказаться от его строительства.
Впрочем, политолог Расим Мусабеков считает маловероятным то, что Россия может пойти на серию взрывов трубопровода БТД. По его словам, Москва прекрасно осведомлена о том, как серьезно охраняет свои объекты bp. "Недавно была распространена информация о том, что на трубопроводе Баку-Супса была сделана одна врезка.
Через тридцать минут на месте уже была группа охраны, которая предотвратила врезку. Взорвать-то они могут, но это могут сделать всего один раз. При этом ущерб будет локальным и легко устранимым. В таком случае, очень трудно будет скрыть, откуда и кем спланирована такая операция. Но если принять во внимание тот факт, что недавно bp приобрела вторую по объему нефтяную компанию России - ТНК, то не думаю, что вышесказанная акция может быть санкционирована на высоком уровне. Россия сама заинтересована в хороших отношениях с bp", - отметил политолог.
По его словам, приписать акцию чеченским боевикам, зеленым и так далее, возможно. Но в наше время, уверен Р.Мусабеков, довольно сложно скрыть причастность к акциям, и Россия не может не отдавать себе в этом отчет. Р.Мусабеков не исключает, что когда трубопровод БТД будет действовать, то и Россия будет перекачивать часть своей нефти этим путем.
По его мнению, реализация БТД, наоборот, отвечает интересам России. "На секунду представьте, что вся наша каспийская нефть будет течь по проводу Новороссийска и выйдет на те рынки, где до сих пор господствуют именно российские компании. С кем будет конкурировать азербайджанская или же казахстанская нефть, если она пойдет по Новороссийску? Естественно, с российской. Это достаточно сложный вопрос - кому нужен БТД, кто проигрывает с его реализацией, а кто выигрывает", - отметил политолог.
Если БТД отвечает интересам также и России, то какие цели ставят перед собой сотрудники нацбезопасности Грузии, говоря о готовящемся теракте? По мнению Р.Мусабекова, под этот "соус" можно получить дополнительные деньги на охрану. Кроме того, это повышает значимость Грузии и грузинских политиков. Надо видеть и эту сторону вопроса, считает политолог, который, тем не менее, не исключает, что на каком-то уровне, в генштабе или же каких-то кругах РФ подобного рода провокационные планы вынашиваются. "Но самодеятельности в этом вопросе не будет. Российская государственность окрепла и подобной вольности никто себе не позволит", - считает Р.Мусабеков.
Однако не все так просто. Более глубокий анализ ситуации показывает, что сама перспектива размещения на территории Азербайджана американских подразделений таит в себе серьезные риски. Начнем с того, что Британия - еще не вся Европа. Она является союзницей США на международной арене, чем раздражает большинство ведущих стран Европы, в первую очередь, Францию и Германию.
Далее, Россия может при желании воспользоваться "услугами" режимов так называемых "неконтролируемых территорий" региона. С недавних пор Кремль причислил к таковым и Абхазию, лидер которой вместе с "главами" сепаратистских режимов Абхазии и Осетии был приглашен в Москву для "консультаций" после смены власти в Грузии, и это несмотря на то, что новые власти в Тбилиси объявили своей приоритетной задачей налаживание нормальных отношений с Россией. Не случайно, что этот шаг Кремля вызвал бурные демарши со стороны официального Тбилиси.
Кроме того, примерно такой же вариант может быть применен в отношении Азербайджана. Кстати, для реализации этого плана Россия может использовать в своих интересах даже США. Дело в том, что, по мнению некоторых недальновидных политиков в Вашингтоне, для реализации геополитических интересов США в регионе необходимо урегулирование карабахского конфликта любой ценой. А Россия в последнее время предлагает урегулирование данного конфликта путем федерализации Азербайджана. Это является чем-то вроде "бомбы замедленного действия", стимулирующей сепаратистские настроения и в некоторых других регионах Азербайджана.
И наконец, до сих пор Азербайджан ловко маневрировал между своим прозападным курсом и нормальными взаимоотношениями с исламскими, даже некоторыми радикальными исламскими государствами. Несмотря на то, что Азербайджан входил в "антитеррористическую коалицию", возглавляемую самими США, эта позиция официального Баку не вызывала особого открытого раздражения в антиамерикански настроенном исламском мире, кроме Ирана. В случае размещения подразделений США на территории Азербайджана, наша страна может стать прямым объектом террористических атак радикальных исламистов.
Вызывает огорчение другое. В приоритетах США во взаимоотношениях с Азербайджаном, которые были перечислены послом Харнишем, политические и экономические реформы в нашей стране стоят в самом конце списка, после борьбы с глобальным терроризмом, дальнейшим развитием энергетического коридора Восток-Запад, справедливого урегулирования нагорно-карабахской проблемы на основе взаимного согласия (даже сама формулировка "на основе взаимного согласия" настораживает, ведь правильнее было бы сказать "на основании принципа территориальной целостности Азербайджана") и на долгий срок. Как в той известной песне: "Ну а девушки, а девушки потом"...