НАРОД БЕЗ СТРАНЫ
360 лет курды стремятся создать собственное государство
Марк Штейнберг - независимый журналист (США).
Независимая газета: Независимое военное обозрение
"Курдистан напоминает кинжал длиной в 1000 км, эфес которого в Турции, а острие - в Иране". Мустафа Камаль.
НО ЭТОТ "кинжал", пронзающий также север Сирии и Ирака, никогда не был курдским государством, хотя борьба за его создание ведется более 360 лет. Если не считать, конечно, так называемую Мехабадскую республику, основанную при прямом содействии СССР на северо-востоке Ирана. Она просуществовала всего лишь 11 месяцев и была ликвидирована войсками шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, как только дивизии Красной Армии покинули Иран.
ЖЕСТОКАЯ БОРЬБА
В ХХI в., по примерным подсчетам, на планете проживают более 30 млн. курдов, из них 26 млн. - компактно на земле Курдистана. Наибольшее их число - 13 млн. - в Турции, составляя пятую часть ее населения. Еще 6 млн. - в Иране, 4,5 млн. - в Ираке, 1,5 млн. - в Сирии. В России насчитывается полмиллиона курдов, в Германии - 400 тыс., во Франции - 200 тыс., остальные рассеяны в основном по Англии, Италии, Азербайджану и Туркмении.
Столетиями курды вели вооруженную борьбу за национальный суверенитет, стремясь создать собственное государство. Но особенно усилилась их вооруженная борьба после окончания Второй мировой войны.
Когда была разгромлена Мехабадская республика, погибли почти все ее лидеры. Лишь одному из них - Мустафе Барзани с двумя тысячами воинов и их семьями удалось прорваться через иранские пограничные заслоны и уйти в Азербайджан. Там их встретили вполне дружелюбно, не стали интернировать, а официально объявили политэмигрантами.
Но в 1952 г. судьба иранских курдов изменилась радикально. По решению Сталина, все они были вывезены в Узбекистан, подальше от Ирана, и сосредоточены под Ташкентом. Там на их базе создали колхоз, а на окружном военном полигоне был развернут учебный лагерь для подготовки диверсантов из молодых курдов. Около 100 их было зачислено курсантами Ташкентского пехотного училища, где они составили спецроту и готовились как командиры групп диверсантов-подрывников. Мустафа Барзани и еще несколько старших полевых командиров, овладевших русским языком, были направлены в Военную академию им. Фрунзе, где обучались на спецкурсе.
В 1957 г. из курдов, прошедших подготовку в Ташкенте и Чирчике, была сформирована бригада во главе с Мустафой Барзани, которую разными путями скрытно перебросили в иракский Курдистан. Из личного состава этой бригады вышла основная масса полевых командиров, которые неплохо проявили себя в ходе восстаний второй половины ХХ в. не только в Ираке, но и в других странах.
Борьба иракских курдов за свое государство длится также более 50 лет и всегда была она жестокой и кровопролитной с обеих сторон. Но даже по сравнению с турками действия вооруженных сил Саддама Хусейна отличались неограниченно-изощренной свирепостью. Только в кампании 1987-1988 гг., носившей кодовое наименование "Аль-Анфаль", было уничтожено 4000 курдских поселений. По приказу багдадского мясника применен был нервно-паралитический газ. Число погибших в той кампании превысило 100 тыс. человек, в основном это были мирные жители Курдистана.
Еще одна истребительная операция против курдов была проведена Саддамом Хусейном сразу же после первой войны в Персидском заливе во второй половине 1991 г. Тогда, поощряемые американским руководством, курды опять восстали. Но на помощь им никто не поспешил и восстание было потоплено в крови 30 тыс. погибших.
Однако после установления зон запрета полетов иракской авиации севернее 32-й параллели Саддам вынужден был вывести войска практически из всего Курдистана, и этот регион получил статус ограниченной автономии. Более 10 лет Курдистан соблюдал режим добровольной самоизоляции. В этом периоде лидеры иракских курдов проводили линию на сближение с Америкой и Израилем.
КУРДСКАЯ КАРТА ВАШИНГТОНА
В преддверии второй войны с Ираком Вашингтон решил разыграть и курдскую карту. Для этого в столицу США были приглашены лидеры всех шести основных партий иракского Курдистана. Речь шла о возможной поддержке американских экспедиционных сил в случае новой войны. Содействие курды обещали, при том, что их боевые отряды будут сражаться в пределах предгорий хребта Загрос, то есть собственно Курдистана.
Непосредственно после этого совещания на его территории стали действовать передовые группы американского спецназа, которые, кроме чисто разведывательных мероприятий состояния дорожной сети и посадочных площадок, провели и работы по обеспечению десантирования авангардных частей экспедиционных сил. Такие мероприятия оказались вполне своевременными, когда в начале войны Турция отказалась пропустить в Курдистан сухопутные войска северной группировки США.
Это привело к срыву первоначального плана всей кампании, предусматривавшего наступление американских войсковых группировок с севера и юга по сходящимся направлениям на Багдад. Поскольку северную сухопутную группировку создать оказалось невозможно, ее роль выполнили курдские боевые отряды, которые во взаимодействии с высадившейся 73-й воздушно-десантной бригадой в короткий срок разгромили дивизии 5-го армейского корпуса Ирака и заняли основные города региона: Киркук, Эрбиль и Мосул. В настоящее время иракский Курдистан - единственный район страны, где население вполне лояльно относится к присутствию американских экспедиционных сил.
Это, однако, совсем не означает полной стабилизации общественно-политической обстановки в нем. Падение багдадского режима резко обострило противостояние курдов с арабами. Еще в 1975 г., после подавления курдского восстания, иракское руководство начало проводить политику арабизации курдских районов. Десятки тысяч курдов, маронитов (арабских христиан) и персов были насильно выселены на юг страны. А в их селения привезли арабов из племен, обитающих на юго-западе Ирака. Сейчас пошел обратный процесс. Курды и марониты возвращаются в родные места и силой выдворяют арабов.
Не утихает и конфликт между курдами и иракскими туркменами. Они по численности своей являются третьей этнической группой в Ираке - 2,5 млн. человек. Туркмены по своему языку относятся к тюркской расе и, таким образом, одноязычны с народом Турции, чье руководство всегда относилось к ним весьма благосклонно. Поэтому курды и считают их своими неприятелями и стараются сейчас выжить с мест обитания, заставляя переселяться в Турцию.
БЕЗ ПОДДЕРЖКИ
И у палестинцев, и у курдов цель одинакова вроде бы - суверенное государство. Но палестинцев рьяно поддерживает весь арабский мир, да и не только он. Сегодня на их стороне значительная часть европейских стран, не говоря уж об исламских странах планеты. И это несмотря на то, что их права на Палестину отнюдь не безусловны.
А вот курдов, которые тысячелетиями обитали там же, где живут в наше время, ни практически, ни тем более - официально не поддерживает в их стремлении к государственной независимости ни одна страна. Лидер палестинцев Ясир Арафат - лауреат Нобелевской премии, с ним встречались президенты и премьеры. А Абдулла Оджалан - государственный преступник, узник турецкой тюрьмы, приговоренный к смертной казни.
Но ведь террор палестинцев куда более кровав и безжалостен, чем курдский. Курды свои теракты направляли, как правило, против военных и полицейских. А палестинцы никогда не делают различия между солдатами и детьми еврейского государства.
В свое время США взяли на себя торжественное обязательство никогда не вести переговоров с Ясиром Арафатом и другими лидерами Организации освобождения Палестины. Но это обязательство, ничтоже сумняшеся, нарушил Билл Клинтон, под чьим давлением заключены были пагубные для Израиля Норвежские соглашения. Сегодня на Израиль давит президент Буш, заставивший подписать "Дорожную карту", осуществление которой сулит гибель еврейскому государству.
Курды за всю многовековую историю своей справедливой борьбы за независимость не встречали и намека на подобную поддержку сильных мира сего. Вот и пришли их лидеры к закономерному выводу, что на пути к независимости надеяться могут лишь на силу своего оружия. Их противники - турки, иранцы, сирийцы, до недавнего времени - иракцы.
Думается, несмотря на то что единственной реальной вооруженной силой, поддержавшей боевые действия американо-английской коалиции в Ираке, явились отряды курдских партизан, не похоже на то, что мы станем свидетелями создания курдского государства в обозримом будущем под влиянием членов этой коалиции.
Не говоря уж о категорическом несогласии с такой перспективой любого турецкого правительства, самим американцам не выгодно отдать курдам важнейшие районы нефтедобывающей индустрии Ирака, какими являются Киркук и Мосул.
Лучшее, на что могут рассчитывать лидеры курдов, это сравнительно более широкая автономия, чем та, которой они пользовались при Саддаме. Но ведь даже такая автономия отнюдь не является вожделенной целью 30-миллионного курдского народа. Следовательно - истинной цели они будут добиваться с оружием в руках.