Второе рождение Новой Бухтармы
Руслан Искандеров, специально для Gazeta.kz
Приход рыночных отношений, после долгих лет господства плановой экономики, не мог осуществиться безболезненно. Особенно жестоко он ударил по селу.
На несколько лет множество казахстанских сел, аулов и поселков как бы погрузились в сон, словно вернувшись во времени назад, в доиндустриальную эру. Бывшие крестьяне выживали за счет своего домашнего хозяйства, да разовых работ. Постепенно хирела социальная структура села, закрывались клубы, школы и больницы:
Особенно болезненно проявил себя этот процесс в так называемых рабочих поселках, представлявших собой некий гибрид сельского и городского укладов жизни. Таких поселков в Казахстане было множество, что объяснялось во многом сырьевой направленностью казахстанской промышленности. Там, где есть месторождение полезных ископаемых или минерального сырья, пригодного для создания достаточно простых в технологическом отношении производств, там, как правило, и создавался новый населенный пункт, жители которого составляли трудовой контингент новой шахты или фабрики.
А так как сырьевые месторождения открывались отнюдь не вблизи больших городов, а в удаленной сельской местности, то сельчане в подавляющем большинстве и становились рабочими на этих предприятиях.
Рабочие поселки - неизбежный исторический этап развития любого общества, вступившего на путь индустриального развития, яркие примеры жизнедеятельности которых отражены в классической литературе, начиная с Диккенса.
В советских условиях этот процесс приобретал свои особые черты. Например, работая на заводе, новоявленные рабочие оставляли в неприкосновенности весь внутренний деревенский бытовой уклад, с его свиньями, гусями и коровами, с вечерними посиделками на завалинке и гуляньями с гармошкой. Ранним утром группы людей спешили на завод, в свою рабочую смену, а рядом с ними по дороге одновременно шли коровы и овцы, которых поселковый пастух собирал в стадо: Кровная связь с деревней создавала в этих поселках неповторимую социально-психологическую атмосферу, сложные духовные коллизии, описанные в десятках советских романов "на рабочую тему". А знаменитые советские фильмы: "Рабочий поселок", "Весна на Заречной улице" - это ведь о них, о крестьянских детях, ставшими рабочими!
Излишне говорить, что практически все жители такого поселка работали на предприятии, которое, как правило, в данной местности было единственным.
Поселок Новая Бухтарма, расположенный вблизи живописнейших отрогов горной цепи Южного Алтая, до конца 50-х годов развивался как обычная деревня. Но к концу этого десятилетия неугомонные геологи обнаружили вблизи него огромные месторождения высококачественной глины и известняка - и в этот момент участь поселка была решена.
В 1961 году там начали возводить современный цементный завод, а через десять лет предприятие выпускало уже 1400 тысяч тонн цемента в год.
Бренд (хотя тогда этого слова и не знали) "усть-каменогорский цемент" узнала вся страна. Продукцию завода широко использовали при строительстве олимпийских объектов в Москве, при прокладке линий метро в Киеве, Харькове, при строительстве Балаковской АЭС, огромными партиями цемент из Казахстана покупали предприятия, производящие трубы высокого давления, конструкции железобетонных мостов. Восточноказахстанский цемент скрепляет и сегодня конструкции катка "Медео".
Бурное развитие предприятия определило и процветание поселка Новая Бухтарма. По уровню зарплаты работников, качеству социальной инфраструктуры поселок считался лидером не только в области, но и, пожалуй, во всей республике. Градообразующее предприятие брало на себя не только поддержание социальной сферы в приличном состоянии, но и с каждым годом увеличивало количество благ для жителей поселка. Прекрасная больница, детские сады, библиотека, клуб с десятками кружков по интересам для детей, замечательная школа, обеспечение населения светом и теплом - все это стало возможным благодаря постоянному росту производства. Построили даже фонтан в центре поселка - местная достопримечательность. А какие красивейшие места вокруг поселка - горы, покрытые хвойными и лиственными лесами, река, озера! Какая там рыбалка, охота, какие поляны с дикой земляникой, грибные россыпи!
Завод вскоре освоил выпуск особо прочных, специальных цементов, имеющих первостепенное значение при строительстве стратегических, в том числе и оборонных объектов, потребность в которых была очень высокой, так что доходы его непрерывно росли.
Но как только рухнул Советский Союз - рухнуло и благополучие. Республики, ставшие независимыми государствами, потеряли единую экономику и, соответственно, все наработанные десятилетиями производственные связи.
Объемы строительства в середине 90-х годов во всех странах СНГ упали чуть ли не до нулевого уровня. Кризис, глубочайший системный кризис экономик, мучительно ищущих свой путь к нормальному, рыночному будущему буквально "заморозил" практически все производство на Бухтарминском заводе.
Объем выпуска цемента упал почти в десять раз, пришлось закрывать цеха, увольнять рабочих.
Поселок также погрузился в застой и уныние. Чаще стал гаснуть свет, ломаться оборудование в котельной, социальная сфера начинала постепенно разрушаться. Люди, вкусившие горького хлеба безработицы, потихоньку начали уезжать - кто в Россию, кто на Украину, кто в Германию.
А оставшиеся переориентировались на натуральное хозяйство, на выживание за счет огородов, домашнего скота - благо навыков прежней крестьянской жизни в семьях сохранилось достаточно.
- Не люблю вспоминать те годы - рассказывает сегодня рабочий завода М. Исмаилов. - Работы нет, денег нет, детский садик закрыли: Когда десять лет привык ходить в свой родной цех, видеть лица товарищей из бригады, работать, то вынужденное безделье просто убивает. С голоду, конечно, не пухли, все-таки есть свое хозяйство, даже детям, которые учатся в другом городе, продукты посылали. Но чувствовалось, что все это - не мое. Хотел было уехать, но жалко было бросать родной дом, Надежда была, что все возродится. Ну не может быть не нужен завод, выпускающий такую необходимую людям продукцию! Но ждать пришлось годы:
Перелом наступил в конце 90-х годов, когда в стране начался экономический рост. Тогда команда менеджеров завода, молодых, инициативных людей, решила, что наступил благоприятный момент для возрождения производства.
Но благоприятные возможности сами по себе - только предпосылка к экономическому успеху. Сколько поселков и малых городов и сегодня, несмотря на благоприятные экономические предпосылки, погрязли в унынии и разрухе! Ситуация очень напоминает ту, что отразил баснописец И.Крылов в одной из своих известных басен, когда Фортуна, представшая перед тремя братьями, пообещала каждому из них, что в течение года любое их начинание будет успешным. Один начал торговать - и разбогател. Другой открыл производство - и также остался с хорошим барышом. А третий очень любил ловить мух - и как же ему везло! Как ни махнет рукой, обязательно две или три мухи в кулаке жужжат: Так и остались два братья с прибылью, а третий любимец Фортуны - с мухами. И кто в этом был виноват, кроме него?
На заводе мух ловить не стали. Еще только наметились признаки экономического подъема, а в 1997 году завод преобразовался в открытое акционерное общество "Восток-Цемент". Сразу же была выработана стратегическая программа развития на долгий период, основная направленность которой была рассчитана на максимальное удовлетворение запросов потребителей.
Требует рынок цемент особых, специальных марок - он их должен получить. Ушли в небытие гигантские объекты, вроде атомных электростанций, значит надо ориентироваться на более многочисленные, но и более скромные объекты, на жилищное строительство, темпы которого из года в год росли. Раньше цемент поставляли навалом, вагонами, поскольку огромные аппетиты "строек века" проглатывали такое количество цемента за день.
Но эпоха "строек века" прошла, и сегодня потребитель требует цемент в удобной и мелкой таре. Значит - надо дать ему такую тару.
С 1997 года производство на заводе стало понемногу расти.
В 1998 году провели реконструкцию первой очереди завода и к 2000 году выпускали уже 431 тысячу цемента в год. А затем производство начало расти еще более стремительными темпами. В прошлом году оно выросло на 22 процента, завод выпустил 658 тыс. тонн цемента различных марок. Причем, что примечательно - 117 тыс. тонн - в тарированном виде, в пятислойных, экологических бумажных мешках желтого цвета, с синим фирменным логотипом, который хорошо сегодня знают все, кто занимается строительством.
Мешки для завода закупаются в Австрии и России. Еще год назад тарированного цемента выпускали только 77 тыс. тонн, но спрос на него так велик, что на предприятии видят в этом направлении свою главную перспективу и уже в этом году намерены установить на заводе новую автоматическую линию по расфасовке цемента в мешки.
- Наше производство немыслимо без квалифицированных кадров - рассказывает Председатель правления ОАО "Восток-Цемент" К. Морозов. - Цементник - это достаточно редкая профессия, в Казахстане их нигде не готовят, да и на всем пространстве СНГ есть только один вуз, обучающий специалистов для нашей промышленности. Перед нами стал вопрос воссоздания коллектива, и прежде всего - за счет возвращения людей, которые уехали из поселка за годы кризиса или перешли на другие работы. А для этого нужно было создавать условия, возрождать поселок. И мы вплотную занялись этим вопросом. Конечно, все зависит от благополучного развития производства, от того, насколько хорошо мы будем работать и продавать наш товар на рынке. Ситуация, без преувеличения, нас радует. Сегодня мы продаем почти 30 процентов всего цемента, реализуемого в Казахстане. Для этого мы создали очень мощную маркетинговую службу, стараемся учитывать малейшие изменения спроса на рынке. А возросшие доходы помогают нам полнее решать социальные вопросы.
Все работники завода охвачены медицинскими профилактическими мероприятиями, доставка их на работу и с работы осуществляется специальными автобусами. На заводе для работников действует социальный пакет.
Все это позволило стабилизировать кадровую ситуацию. Вернулись многие уехавшие специалисты, причем некоторые - из России и других стран. На заводе большое внимание уделяют подготовке кадров и поэтому ежегодно в вузах России обучаются два молодых человека. Оплачивает обучение завод.
Сегодня Новая Бухтарма переживает свое второе рождение. 1350 человек работают на заводе, получают неплохую зарплату и большинство из них - жители Новой Бухтармы.
С учетом достаточно больших семей заводчан, плюс люди, которые работают в других сферах, обслуживающих и население, и завод, количество жителей поселка сегодня определяется примерно в 10 тысяч человек. Работает школа, магазины, клуб с различными кружками, больница, прекрасная библиотека. А в праздники на улицах поселка звучит уже не гармошка, а современные музыкальные ритмы. Много веселых, молодых лиц. В поселок, после долгих лет застоя, словно вернулась возродившаяся весна.