Миновала ли Центральная Азия «пик угроз»?
Mideast.RU
(Заметки с конференции по безопасности в Алматы)
Инна Рожкова, обозреватель «Голоса России»
"Безопасность в Центральной Азии и интересы внешних сил" - под таким названием 5 марта в Алматы прошла международная конференция. Ее инициаторы -- Международный Институт Современной Политики (Казахстан), Фонд им. Розы Люксембург и Центр Стратегических и Политических Исследований (Москва). Уже сама формулировка темы («безопасность и внешние силы») не могла не вызвать бурной дискуссии и самых разных оценок. Ибо как раз внедрение внешних сил в контексте борьбы с терроризмом в регионе (прежде всего США и НАТО, становление ОДКБ) и создают новую конфигурацию системы безопасности в Центральной Азии. Каковы роль и место России в сфере безопасности в этой части постсоветского пространства?
Президент Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования (КИСЭИП) Сабит Жусупов считает, что центрально-азиатские государства уже пережили "пик угроз". Но в то же время в регионе сегодня происходит «новый виток противостояния между крупными мировыми державами». Столкновение между Россией, Соединенными Штатами и Китаем, по его словам, "оказывает серьезное влияние на страны региона", но - как ни парадоксально -- может быть "элементом стабильности" для Центральной Азии. Жусупов рискнул вбросить крамольную идею: в скором будущем центрально-азиатским государствам, считает он, придется «отказаться от принятой ими многовекторной политики и выбрать, кого из политических игроков поддерживать». Ему по существу возразил Ерлан Карин, генеральный директор МИСП, который считает, что роль стран региона в планах сверхдержав, и в степени влияния этих держав на региональную безопасность сегодня серьезно переоцениваются. А потому, мол, отказ от многовекторности в политике центральноазиатских государств пока не актуален.
Вообще, правящие элиты и экспертные сообщества стран региона все еще в значительной степени ориентируются в выработке своих стратегий на мифологемы начального этапа становления суверенитета. При этом они переоценивают значение одних факторов региональной безопасности и недооценивают другие. Большинство участников конференции согласились с тем, что ведущую роль в обеспечении безопасности Центральной Азии будут играть в первую очередь внутриполитические факторы. Было отмечено, что ситуация в странах региона на протяжении последних лет претерпела значительные изменения. Если в середине и конце 90-х особые акценты в аналитических работах экспертов занимали мотивы внешнего давления на регион, геополитические факторы, ныне ситуация иная. Основные источники дестабилизации прошлого локализованы. В частности проблема движения "Талибан" и прочих радикальных религиозных течений в значительной мере преодолена. Изменился и внутренний социальный климат стран региона, что также способствовало стабилизации положения.
О роли Казахстана в системе региональной безопасности говорила Дарига Назарбаева, председатель наблюдательного совета МИСП. Казахстану принадлежит "много заслуг в сохранении безопасности" в центрально-азиатском регионе, подчеркнула она. По словам Д. Назарбаевой, "Казахстан с самого начала своего существования претендовал на роль медиатора, на роль интегратора на этом пространстве". Усилиями Казахстана были сохранены деловые, рабочие, дружеские отношения с бывшими странами Советского Союза и прежде всего с Россией. «Казахстан и Россия играли и продолжают играть достаточно активную роль в СНГ», - отметила председатель наблюдательного совета МИСП.
Эта оценка вполне объективна: Казахстан наряду с Россией является одним из инициаторов и активных участников очень многих интеграционных объединений по безопасности в этом регионе -- Шанхайской Организации Сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности и других, а также одним из инициаторов "уникального проекта в регионе - Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии", куда входит 16 государств. Д. Назарбаева подчеркнула, что только Казахстану удалось собрать за одним столом лидеров государств, которые находятся в конфликте между собой и никогда бы не сели за стол переговоров и не встретились бы друг с другом. Речь, надо полагать, о сравнительно недавней исторической встрече лидеров Пакистана и Индии на казахстанской земле.
Д. Назарбаева уверена, что "сегодня Казахстан можно считать одним из лидеров интеграционных процессов и движения в сторону безопасности в этом регионе". У республики "сохраняются хорошие дружеские отношения с Россией, мы придаем исключительно важное значение сохранению этих отношений". Также "Казахстану с Россией удалось достичь согласия в решении каспийской проблемы, которая сегодня является моделью для решения вопросов разделения Каспия между другими прикаспийскими государствами".
Глава МИСП считает, что в Казахстане "сложилась некая особая цивилизационная модель". "Нас нельзя назвать ни Азией, ни Европой. Мы не Запад и не Восток, мы посередине", - пояснила она. "И восточные традиции, и признание, и уважение современных международных стандартов и ценностей замечательным образом здесь сосуществуют и не имеют никакого конфликта между собой". Эта особая модель распространяется и на внешние связи республики. Назарбаева отметила практическую решенность пограничных проблем Казахстана с Китаем, а также сделала жест в адрес США и Европы. "Сегодня Казахстан,-- сказала она, -- может выступать и выступает как равный партнер в регионе для США и Европы, очень ценит эти отношения и стремится к тому, чтобы их сохранять и укреплять". "Все эти факторы позволяют сегодня говорить о том, что Казахстан является вершиной пирамиды, в основании которой - интересы Соединенных Штатов Америки, России, Европы, Китая, Центральной Азии", - считает Д. Назарбаева. "И Казахстан в дальнейшем, я думаю, будет очень успешно двигаться в этом направлении", - заключила она. Аналогичное видение роли Казахстана изложил в своем выступлении и президент российского Центра стратегических и политических исследований (ЦСПИ) Виталий Наумкин. Он полагает, что в Казахстане могут объединиться интересы мировых политических игроков. По его словам, Казахстан -- "уникальное государство", притягивающее внимание международных игроков. Республика, по мнению политолога, продемонстрировала успешный пример превращения многонационального, поликонфессионального государства в модернизированное общество. И именно в Казахстане, считает глава ЦСПИ, могут объединиться интересы США, России, Китая и Европы.
Ерлан Карин считает, что Казахстан уже сейчас играет «ключевую роль в построении основных геополитических векторов центрально-азиатского региона». Он пояснил, что такая позиция Казахстана "позволяет направлять отношения между крупнейшими державами", имеющими интересы в регионе, "в конструктивное русло, в русло выработки новых подходов в обеспечении стабильности, безопасности". Это особенно важно с учетом того, что, считает политолог, в Центральной Азии будет происходить "пересечение и столкновение интересов" крупных держав.. "Казахстан же пытается не столько балансировать, что было актуально в 90-х годах, сколько гармонизировать интересы" различных стран, отметил эксперт.