CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

eurasia.org.ru

Нож в спину Назарбаева

23 апреля 2004

Нож в спину Назарбаева

Нью-Йорк, 23 апреля 2004 г.

Сагандык МЕНДЫБАЕВ, ИАЦ «Евразия»

Скандал вокруг уголовного дела по обвинению Джеймса Гиффена в даче многомиллионных взяток президенту Казахстана и его окружению вошел в новую стадию. Приближающееся начало судебных слушаний, активные действия как обвинения, так и защиты, внимание к «Казахгейту» в Казахстане, США и других странах - все это требует регулярного и подробного освещения.

ИАЦ «Евразия» начинает публикацию серии судебных репортажей из Нью-Йорка нашего постоянного автора, известного исследователя феномена казахстанской коррупции Сагандыка Мендыбаева.

Если раньше в деле «Казахгейт» поражали размеры сумм, полученных официальными лицами, и объем документов, собранных следствием (более миллиона страниц), то теперь на первый план выходят драматические перемены в отношениях главных фигурантов этого дела - Нурсултана Назарбаева и Джеймса Гиффена.

Как нам стало известно из заслуживающих полного доверия источников, публичное обнародование имен лиц, скрывавшихся до начала суда под псевдонимами КО-1 и КО-2, произошло по требованию защиты Джеймса Гиффена. Его адвокат Уильям Шварц 4 февраля 2004 г. обратился к помощнику Генерального прокурора США Питеру Найману с требованием назвать Нурсултана Назарбаева и Нурлана Балгимбаева в качестве получателей взяток от американских нефтедобывающих компаний «Мобил», «Амоко» и «Филипс петролиум».

Это означает не просто изменение стратегии защиты Дж. Гиффена. Отныне нью-йоркский бизнесмен выступает на процессе только сам за себя, перекладывая ответственность за имевшие место нарушения Закона о противодействии коррупции за рубежом на руководителей Казахстана.

В ответ на предъявленное ему обвинение Дж. Гиффен направил суду требование освободить его от ответственности за дачу взяток президенту Назарбаеву и экс-премьеру Балгимбаеву, поскольку брать взятки в Казахстане - не преступление, а «манера, в которой привыкли действовать Н. Назарбаев, Н. Балгимбаев и другие высокопоставленные казахстанские чиновники».

Вряд ли кто-то бросит в Дж. Гиффена камень за то, что он борется за свою свободу всеми доступными способами. Ведь 63-летнему банкиру, привыкшему жить в загородных поместьях, грозит примерно 88 лет тюрьмы. Но отречься от Назарбаева он мог бы как-то более пристойно, не так цинично. Все-таки этих двух людей связывает не только бизнес, хотя бы и криминальный.

Дж. Гиффен был не просто одним из десятков иностранных советников Нурсултана Назарбаева. Он был единственным и главным советником, которому президент Казахстана лично выписал служебное удостоверение. Как и дипломатический паспорт на имя Гиффена под номером D0002310 это удостоверение приобщено к делу по требованию защиты Дж. Гиффена.

Кстати, полиглоты из казахстанского МИДа, выписывая Гиффену диппаспорт, допустили элементарную грамматическую ошибку, указав, что местом его рождения является Kalifornia (правильно - California).

Теперь, пересмотрев позицию, защита Гиффена использует полученные от казахских властей документы для доказательства того, что коррупция является единственно возможным способом деятельности в Казахстане.

Адвокаты, опираясь на подшитые к делу «ксивы», пытаются доказать, что платежи, производимые их подзащитным были не взятками, а некими «трансакциями», выполненными Гиффеном по указанию начальства - Назарбаева и Балгимбаева. Точно так же, как это бывает в банке, когда мелкий клерк переводит по указанию директора миллионные суммы на неизвестные ему счета.

Перемена позиции Дж. Гиффена на предстоящем процессе оборачивается тяжелым разочарованием для Н. Назарбаева еще и потому, что он искренне считал американца своим другом, даже старшим другом. Президент-самоучка, вышедший из ФЗУ и ВПШ, многому научился у американца. Так Гиффен привил своему казахскому патрону вкус к дорогим костюмам и даже сам посылал в Алма-Ату Назарбаеву поначалу портных из Лондона. Гиффен научил Назарбаева пить виски, рассуждать на геополитические темы. Он соблазнил бывшего партийного функционера перспективой международного признания. Под влиянием Гиффена Назарбаев увлекся составлением многословных программ и выдвижением мировых инициатив.

Теперь президенту Казахстана придется доказывать миру и собственному народу, что он не приказывал Гиффену вымогать у нефтяников сотни миллионов, не давал номера своих счетов, на которые надо было эти миллионы переводить, не принуждал его покупать шубы Саре Алпысовне и Дариге, а себе - яхты и снегоходы.

В течение всех лет, пока велось следствие, защитники Н. Назарбаева и Дж. Гиффена отстаивали солидарную позицию, занимали круговую оборону. Гиффен не признавал, что платежи Н. Назарбаеву и его камарилье были взятками, в ответ все государственные органы Казахстана писали в американский Департамент юстиции меморандумы о том, что советник президента действовал в полном соответствии с законами Казахстана.

Н. Назарбаев долго не мог допустить и мысли о том, что его влиятельный американский друг не сможет «утрясти» неприятности с помощью своих знакомств в американской администрации и деловых кругах. Все годы следствия Дж. Гиффен верил, что «государственные интересы» США будут выше правосудия и закона. Назарбаев же надеялся на то, что волшебное слово «суверенитет» защитит его от любого преследования и даже от подозрений в совершении преступлений. Но тут два друга жестоко ошиблись.

Департамент юстиции США и суд Южного округа в ходе предварительных слушаний пришли к выводу, что обвиняемый должен был бы показать, что взятки, которые он раздавал, на самом деле были легальными и соответствовали "письменным законам и распоряжениям" зарубежного государства. Дж. Гиффен этого не смог доказать. Поэтому он предпочел указать в качестве преступников своих патронов, а себя представить тупым исполнителем их преступной воли.

Что касается государственных интересов США в этом деле, то очевидно, что администрация президента Буша решила предпринять уголовное преследование от имени Соединенных Штатов, взвесив все внешнеполитические составляющие данного дела.

В качестве последнего средства Гиффен выразил сомнение в том, что Государственный департамент поддерживает идею суда над ним и привлечение Н. Назарбаева в качестве фигуранта к этому делу. В ответ на это следствие представило письмо помощника генерального прокурора Майкла Чертоффа, отвечающего за международные контакты Департамента юстиции. Чертофф подтвердил очевидное: что в отношении данного процесса были проведены консультации с Государственным департаментом; что федеральное правительство выступает на суде по «Казахгейту» единым фронтом; и что позиция, занятая Департаментом юстиции, представляет позицию Соединенных Штатов.

В силу неопытности и недостаточной широты кругозора Н. Назарбаев до недавних пор не понимал, что Дж. Гиффен - это вовсе не величина в масштабах Америки, а обыкновенный, хотя и достаточно успешный международный авантюрист, прилипала, весь бизнес которого заключается в умении обаять и взять под свой контроль простодушных лидеров слаборазвитых государств.

Читайте в следующих репортажах С. Мендыбаева:

Сколько томов в деле «Казахгейт». Как Верховный суд Казахстана просил помиловать Дж. Гиффена. Почему Н. Назарбаев не может рассчитывать на иммунитет. Как отзовется суд в Нью-Йорке на судьбе счетов в Швейцарии. Кого внесли в списки свидетелей обвинение и защита. Почему Булат Утемуратов платит за адвокатов Гиффена. Кто войдет в жюри присяжных на процессе «Казахгейт».

Об этом и многом другом - только на сайте www.eurasia.org.ru!

Соб.инф. 23 Apr 2004

eurasia.org.ru

Предыдущая статьяКазахстан хочет построить альтернативу Транссибу
Следующая статьяОФИЦИАЛЬНЫЙ СТАРТ ПРОЕКТУ ЗАМЕЩЕНИЯ НЕФТИ ИЗ ПРИКАСПИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ ИРАНСКОЙ НЕФТЬЮ БУДЕТ ДАН В ТЕКУЩЕМ МЕСЯЦЕ