Андрей САИДОВ, Ташкент, Деловая Неделя
Бесплодные попытки реанимации. Ташкент пока не может договориться с Москвой
В прошлую пятницу президент Узбекистана Ислам Каримов во время своего рабочего визита в Российскую Федерацию заявил представителям СМИ, рассказывая о своей встрече с российским лидером Владимиром Путиным, что «масштаб обсуждения вопросов превзошел все ожидания». «Несмотря на то, что визит рабочий, его результаты впоследствии могут кардинальным образом изменить ситуацию в отношениях наших стран», - заявил президент Узбекистана. Тем не менее специалисты к такому заявлению относятся пока достаточно скептически.
Напомню, что свой первый визит в качестве главы государства Владимир Путин еще в мае 2000 года нанес именно в Узбекистан, когда стороны договорились о стратегическом партнерстве. До этого, во время правления Бориса Ельцина, Узбекистан около десятка лет находился вне интересов внешней политики России. Визит В. Путина сразу же определил приоритеты. Во-первых, тем самым Москва опять заявила о своих интересах в Центральной Азии, во-вторых, российский лидер обещал полную поддержку своему коллеге в борьбе с терроризмом и, наконец, в третьих появились предпосылки налаживания полноценного военно-технического сотрудничества, что достаточно выгодно обеим сторонам.
Однако затем все опять изменилось. Узбекистан после нью-йоркских терактов 11 сентября 2002 года нашел себе нового стратегического партнера - США, и руководство страны решило, видимо, что этот «выбор друзей» являлся наиболее выгодным. По началу так все и было. Однако сначала в Европе, затем и в самих США стало появляться раздражение относительно того, что официальный Ташкент, несмотря на все свои обещания либерализовать экономику и признать права человека в собственной стране, просто обманывал и продолжает обманывать новых друзей с целью не менять кардинально внутреннюю политику, что ощутимо ударило бы по интересам нынешней узбекской бизнес-элиты и представителям местных кланов. Пришла пора опять обратить внимание на «старых партнеров» в лице России, которая также была обеспокоена активизацией американской политики в Центральной Азии.
Второй визит В. Путина в Узбекистан состоялся в августе прошлого года. Как сообщило тогда Узбекское информационное агентство (УзА), в ходе визита планировалось обсуждение состояния и перспектив двусторонних отношений между Узбекистаном и Россией, а также международных проблем, представляющих взаимный интерес. Более подробную информацию узбекские официальные лица не сообщили. При этом, как сообщил на своих страницах информационный интернет-сайт «Кремль.орг», по мнению руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александра Собянина, экономические интересы России в регионе шли вразрез с собственно узбекскими экономическими интересами, поскольку Россия заинтересована в продвижении собственных проектов в регионе. Однако специалист в то же самое время считал, что «...в вопросах борьбы с международным терроризмом в рамках Шанхайской организации сотрудничества Россия и Узбекистан вполне могут стоять рядом на общих позициях...».
Со своей стороны, директор Центра центральноазиатских и кавказских исследований в Швеции Мурад Эсенов полагал, что России придется столкнуться с достаточно укрепившимися в Центральной Азии позициями США и, вероятно, со многими из них вступить в конкуренцию. Господин Эсенов говорил также, что сегодня у России все-таки остается шанс закрепиться в регионе. «...Вот уже который год подряд узбекские социологи отмечают резкий рост пророссийских настроений в обществе. Более того, это происходит, несмотря на все усилия правительства по созданию негативного образа России, русских, несмотря на запреты преподавания в школах российской литературы, истории, культуры и так далее. Это происходит по той причине, что уровень жизни огромного большинства узбекистанцев в последние несколько лет катастрофически снижается...». Тогда предметом обсуждения стало очень много вопросов, среди которых такие, как сотрудничество в авиационной промышленности, промышленная кооперация двух стран, сельское хозяйство, энергетика, проблемы долгов и так далее, проблемы русскоязычного населения.
В результате из всего этого перечня стороны договорились только о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли. Однако подобным образом решались не все вопросы. Например, авиастроители двух стран объединяться будут не скоро. Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова, бывшее при Советском Союзе официальным флагманом узбекской экономики, последние десять лет пребывает в глубоком застое. Причиной тому то, что узбекское правительство не хочет передавать его в ведение международного консорциума «Илюшин», а Россия, в свою очередь, не собирается в таком случае разрешить этому предприятию выпускать продукцию. Министр промышленности Илья Клебанов, сопровождавший В.Путина во время визита, тогда заявил по этому поводу, что Ил-76 разрабатывался в России и львиная часть комплектующих производится в России, а значит, и собираться самолет будет там, где того пожелает Россия.
Последняя, уже третья по счету, встреча двух лидеров произошла на прошлой неделе во время рабочего визита уже Ислама Каримова в Москву. Этот визит в Россию президента Узбекистана можно расценивать как продолжение предыдущего визита Владимира Путина в узбекский город Самарканд. Некоторые специалисты полагают, что тема экономического взаимодействия стала одной из основных еще и из-за того, что Европейский банк реконструкции и развития несколько дней назад свернул большинство своих инвестиционных проектов в Узбекистане после того, как официальный Ташкент не выполнил рекомендаций банка относительно соблюдения прав человека в стране и либерализации собственной экономики.
Вместе с тем, пока сложно согласиться с мнениями некоторых российских средств массовой информации о том, что после прошлогоднего визита в Узбекистан Владимира Путина Россия проводит так называемую экономическую интервенцию в Узбекистане. Тут обычно приводятся в пример компания «Вимм-Билль-Данн», которая приобрела ташкентский молокозавод и агропромышленный комплекс «Черкизовский», который, по некоторым данным, уже завершил переговоры о приобретении крупнейшего в республике мясокомбината «Ташкентгушт». Однако, по мнению некоторых экономистов, такие инвестиции значительными назвать сложно. Кроме того, российский «Газпром» и узбекская Национальная холдинговая компания «Узбекнефтегаз» подписали Соглашение о разделе продукции (СРП) по разработке газового месторождения Шахпахты на западе Узбекистана.
Данный проект предусматривает привлечение с июля 2004 года в течение двух лет инвестиций «Газпрома» в размере $15 миллионов в обустройство месторождения и строительство дожимной компрессорной станции, что позволит извлекать в последующие 13 лет по 500 миллионов кубометров природного газа ежегодно. Однако это, по мнению российской стороны, только начало. Как сказал по этому поводу журналистам генеральный директор компании «Газэкспорт» и член правления «Газпрома» Александр Медведев, инвестиции» «Газпром» в разведку и разработку Устюртского региона «...будут исчисляться сотнями миллионов долларов США». Проект будет рассчитан на 45 лет при добыче более 5 миллиардов кубометров природного газа в год.
По официальной версии, во время визита кроме экономических вопросов обсуждались и вопросы безопасности, в том числе и от международного терроризма. Интересно, что некоторые политологи о безопасности говорят только в контексте с решением экономических задач. Так, например, в ходе переговоров, по сообщению информагентства УзА, президенты отметили, что имеются прочный фундамент и все возможности для подъема сотрудничества между двумя странами на новый уровень. Ислам Каримов также встретился с председателем Союза промышленников и предпринимателей России Аркадием Вольским. Обсуждались вопросы дальнейшего развития взаимосвязей между промышленными предприятиями и деловыми кругами двух стран, расширения контактов с Палатой товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана. На встрече присутствовали президент открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Лукойл»» Вагит Алекперов и председатель Российской торгово-промышленной палаты Евгений Примаков.
На этом экономическая часть переговоров и была закончена. Судьба Ташкентского авиазавода так и не была решена, а производство Ил-76, и это уже решено давно, переносится из Ташкента в Воронеж.