Гульшен Аширова, Ашхабад, "Деловая Неделя", Казахстан
Газовое противостояние
Итоги недавней аудиенции председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера во дворце Туркменбаши в Ашхабаде и Москве прокомментировали по-разному. В России уверены, что газовые договоренности двухлетней давности имеют юридическую силу. Туркменистан настаивает на увеличении цены за экспортируемый в Россию природный газ, утверждая, что прежняя договорная стоимость для него стала неприемлемой.
10 февраля состоялись переговоры президента Туркменистана Сапармурада Ниязова и Алексея Миллера, на которых присутствовали заместитель Газпрома А.Рязанов с экспертами из ООО «Газэкспорт» и представители государственной торговой корпорации «Туркменнефтегаз». Предметом обсуждения были условия контракта о поставках в Российскую Федерацию в 2005 году 7 миллиардов кубометров туркменского природного газа и его стоимость, которую Ашхабад повысил с этого года на 14 долларов для Украины (с $44 до $58 за 1 тысячу кубометров) и намерен продавать по такой же цене россиянам.
Настаивая на одинаковой стоимости своего топлива для всех покупателей, Туркменистан в начале января временно прекратил поставки газа в Россию. Во второй декаде января задвижку на газораспределительном узле Дерьялык все же открыли, но вопросы по увеличению цены для российского покупателя остались нерешенными до приезда в Ашхабад руководства Газпрома.
Прошедшие в минувший четверг туркмено-российские переговоры не принесли желаемых результатов для обеих сторон. На аргументы «Газпрома», отстаивавшего прежнюю цену, туркменские эксперты выдвигали контраргументы. В частности, Алексей Миллер указал, что в отличие от контракта с Украиной, где цена импортируемого газа оговаривалась ежегодно, в контракте между Газэкспортом и Туркменнефтегазом от 10 апреля 2003 года в условиях продажи на текущий и будущий годы стоимость газа зафиксирована - 44 доллара за каждую тысячу кубометров. На что ему мягко отпарировали: предложенная газовая цена все равно существенно ниже мировых цен, привязанных на международных рынках к цене сырой нефти и нефтепродуктов. Кроме того, во дворце напомнили: в последние два года резко возросли цены на поставляемые из России в нефтегазовую отрасль Туркменистана оборудование и материалы по клирингу.
Подорожавшая от 40 до 60 процентов товарная часть расчетов многократно увеличила затраты на бурение, добычу и транспортировку природного газа. Одновременно указали на последнее изменение курса валют, вследствие которого цена на товары, поставляемые по клирингу, составила 20 долларов к 1 доллару в счет товарной части расчетов с покупателями туркменского топлива. В общем, как и следовало ожидать, официальный Ашхабад повел себя так, чтобы всем стало ясно: здесь не намерены заменять большую экономическую выгоду на большую братскую дружбу.
В распространенном в конце прошлой недели заявлении пресслужбы туркменского президента прямо говорится: «Предложения «Газпрома» оставить цену на уровне прошлого года 44 доллара США за 1 тысячу кубометров с оплатой 50 процентов поставками материально-технических ресурсов неприемлема для Туркменистана, так как не отражает реальной стоимости затрат, необходимых для обеспечения контрактных объемов природного газа. Особо подчеркивалось то, что Ашхабад, учитывая экономическую ситуацию и отсутствие валютных средств в отдельных странах СНГ, на протяжении последних десяти лет не ставил вопроса о повышении цены на экспортируемый в эти страны природный газ, идя на уступки долгосрочным партнерам и предоставляя им возможность производить расчеты поставками товаров.
Понятно, России необходимо во что бы то ни стало сохранить стоимость туркменского топлива на уровне прежних лет, поскольку увеличение цены по украинскому сценарию будет означать для Газэкспорта, по некоторым данным, ежегодный дополнительный расход при закупке газа от одного до полутора миллиардов долларов. Однако в Ашхабаде уверены, что рост топливной цены для россиян не станет камнем преткновения для развития отношения с Москвой во всех областях согласно подписанному Путиным и Ниязовым соглашению о сотрудничестве в газовой сфере на 25 лет.
В разговоре с Алексеем Миллером Сапармурад Ниязов подчеркнул, что туркмено-российское соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли от 2003 года - это становой хребет взаимодействия двух стран. Напомним, согласно 25-летнему туркмено-российскому соглашению о сотрудничестве в газовой отрасли (с 2004 г. по 2028 г.) объем закупок туркменского газа Газпромом в текущем и 2006 году составит 6-7 миллиардов кубометров, а через год объем повысится до 60-70 миллиардов кубометров. Одновременно Газпром выступает также оператором туркменского газа по газотранспортной системе Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Россия-Украина. Разумеется, Ашхабад, скованный реалиями одновекторного выхода своих углеводородов на внешний рынок (газопровод в Иран здесь не в счет), оставил для себя возможность во взаимоприемлемой договоренности, отвечающей как интересам двух стран, так и уровню межгосударственного диалога. В этой связи на встрече были затронуты вопросы по модернизации газотранспортной системы Средняя Азия - Центр.
Итак, туркмено-российские переговоры по цене на газ будут продолжены, возможно, в конце этого месяца. А пока Алексею Миллеру на прощание ничего не оставалось, как заявить об удовлетворенности результатами двустороннего сотрудничества и выразить восхищение архитектурным обликом Ашхабада. Столкновение интересов Туркменистана и России в топливной сфере некоторые иноСМИ расценивают как ценовой шантаж со стороны Ашхабада и объявление газовой войны Москве. Однако внешнеполитические ведомства Туркменистана и РФ отметают подобные обвинения. Тем не менее серьезные разногласия по закупочной стоимости между партнерами существенно отразились на добыче туркменских углеводородов в январе. Так, по итогам первого месяца текущего года газодобыча снизилась на 14%, с 6,5 миллиарда до 5,6 миллиарда кубометров. Этот факт государственная торговая корпорация «Туркменнефтегаз» напрямую связала с транспортировкой сырья в Украину и Россию, поскольку поставка топлива возобновилась по северному маршруту лишь во второй декаде января. Экспорт газа в указанный период составил 3,6 миллиарда кубометров, это на 23% меньше, чем за аналогичный срок 2004 года (4,7 млрд. кубометров).