Бунт в Андижане подавят: стрелять по экстремистам будут без лишних вопросов!
Вячеслав Смирнов, Директор Института политической социологии, "Кремль.ORG". Политическая экспертная сеть13 мая 2005
На востоке Узбекистана, в Андижане произошли массовые волнения, которые даже привели к человеческим жертвам. О причинах того, что случилось в этом городе, рассказал директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов.
- Как можно оценить то, что сейчас происходит в Узбекистане?
- Началось все с судебного процесса над 23 религиозными экстремистами, которые одновременно контролируют больше половины бизнеса в Андижане. Они представляют довольно большую группу религиозного толка. Затем несколько дней шел митинг их сторонников, которые протестовали против ареста. В принципе, они в любом случае посчитали бы незаконным любое судебное решение.
В какой-то степени волнения можно рассматривать как преследование со стороны властей некоторых исламских течений, которые чувствуют себя в определенной степени независимо от власти. К ним Ислам Каримов относится достаточно жестко. Также, арест этих религиозных экстремистов можно рассматривать как попытку определенного давления властей на круги, которые контролируют теневой бизнес и фактически держат под контролем город, где существует не только бизнес в прямом смысле слова, но и проходят пути наркотраффика, откуда в основном и идут живые деньги.
В результате, как мы знаем, митинг перерос в столкновения. Была захвачена тюрьма, сожжен драмтеатр, который фактически использовался как пункт обороны. Затем туда вылетел президент Каримов, который сразу заявил, что повторения киргизского сценария не будет, и стрелять по бунтовщикам станут без лишних вопросов.
- Как на события отреагировали обычные граждане?
Мнение узбеков сейчас узнать достаточно сложно, поскольку о свободных источниках информации говорить проблематично. Но узбеки, которые проживают, например, на юге Кыргызстана, где большая узбекская диаспора, оценивают события как достаточно серьезный звонок, потому что таких массовых беспорядков в Ферганской долине до сих пор не было, особенно с учетом того, что есть бишкекский пример. А он показал, что с оружием в руках можно свергнут любой режим, тем более, когда под это есть определенное финансирование и в этом участвуют местные «авторитеты», которые реально руководят экономикой. В этих условиях можно на практике сопротивляться властям.
Прошла информация и о том, что одновременно начались беспорядки в Казахстане, что создает напряженность в целом регионе.
- События в Андижане и недавние выступления в Оше, между которыми всего 60 километров, связаны между собой?
Связаны тем, что события развиваются по аналогичной схеме. Тактика одна. Захватывается здание администрации, других органов власти и диктуются требования. Различия, конечно, были, но, в принципе, технология одна.
В азиатских республиках не надо захватывать почту, телеграф, как в свое время это было в России. Здесь важно вывести народ на площадь, где большое скопление народа можно использовать как живой щит. Сначала выходят женщины, потом старики, которые, с одной стороны, пытаются успокоить тех, кто бунтует, но, с другой стороны, становятся прикрытием для бунтовщиков.
- Это проявление мусульманского экстремизма или действия бандитов, воюющих за власть?
В Кыргызстане больше была заметна демократическая волна, к которой примешивались бандитские разборки. Там была идеология, орудием которой были люди с рынка. В Узбекистане гораздо более серьезное отношение к мусульманству, к идее халифата.
Обо всем населении говорить нельзя, но влияние мусульманства очевидно.
- Можно рассматривать это как очередную попытку экспорта революции?
- Трудно сказать. В Узбекистане реально нет никаких демократических организаций. Там нет возможности развернуться никаким правозащитным организациям и люди находятся под контролем властей. Другое дело, что есть силы, которые волнует не столько сам Узбекистан, сколько нестабильность в регионе для того, чтобы вне влияния президента, правительства заниматься своим бизнесом, в первую очередь торговлей наркотиками.
Ситуацию, конечно, попытаются использовать и из-за рубежа, но здесь оранжевую революцию будет организовать гораздо сложнее, потому что Каримов - далеко не Акаев, и в такой ситуации порядок навести сможет.
Беседовал Алексей Диевский