В Узбекистане пути к отступлению были отрезаны правительством
Инна Дубинская, Голос Америки, 16.05.2005
Последние события в Ферганской долине «Голос Америки» попросил прокомментировать бывшего посла Узбекистана в Вашингтоне, ныне независимого эксперта по Центральной Азии Бабура Маликова.
Инна Дубинская:
Бабур, как Вы расцениваете распространение вооруженного - сейчас уже получается вооруженного - конфликта за пределы Андижана?
Бабур Маликов:
У узбеков есть такая поговорка: «Если наступить на лягушку, даже она квакнет». В данном случае на горло народа наступает преступная власть. Сегодня можно сказать открыто, что это - антинародная, нелегитимная власть. И, естественно, народ, отчаявшийся и не сумевший найти иные методы, хватается за оружие. Хотя, конечно, я не сторонник этих методов. Но пути к компромиссу были отрезаны правительством. Я считаю, что даже если этот конфликт, этот «мятеж», как они хотят его называть, будет жестоко поддавлен, все равно народу, сердцу народа, нанесена рана, неизлечимая и непоправимая. Народ никогда не простит режиму Каримова то, что произошло и происходит. В этой связи я хотел бы воспользоваться вашей передачей и на узбекском языке хотел бы выразить свои самые глубокие соболезнования семьям погибших.
И.Д.: Бабур, как Вы прокомментируете тот факт, что президент Каримов не побоялся приехать в зону конфликта, и осудил случившееся как «выступление Хизб ут-Тахрир».
Б.М.: Ну, во-первых, он не приезжал в зону конфликта. Он приехал в аэропорт и из аэропорта же вернулся, дав команду расстреливать мирные демонстрации. Это надо правильно оценивать. А, второе, - это исламистский жупел, которым он пользуется все время. Он постоянно кричит о хизб-ут-тахрировцах, о каких-то других исламистах. Но расстреливали-то женщин и детей. Так что никакого подвига или геройства Каримов не совершал. Он уже давным-давно боится выйти к народу. Он прилетел, отдал приказ и улетел. Самое страшное, что его преступный приказ был исполнен. Вот это страшно. Это уже привело к расколу общества. Народ разделился на «правых» и «неправых».
И.Д.: Чего можно ожидать?
Б.М.: Когда происходит раскол общества, это в конечном итоге может привести к самым тяжким последствиям. Я в свое время говорил: Каримов пришел к власти большой кровью, это как раз произошло во время прошлых ферганских событий. И уйдет он с еще большей кровью. То, что мы видим, это уже уход. Его режим продлится еще какое-то время, но уже все - виден конец! Он сам себе подписал приговор. Ни один народ, ни одно государство такого правителя терпеть не будет.
И.Д.: Тот факт, что он подавляет в крови инакомыслие, любое противодействие своему режиму, - не станет ли это гарантом того, что его режим может продлиться какое-то время?
Б.М.: Ну, сколько это будет длиться? Мы же с вами убедились по истории, что ни один кровавый режим не может продержаться долго. Все равно он падет. Теперь все уже прекрасно понимают, что он хочет сохранить свою власть и ради этого идет на все. Вокруг него уже образовалась группа таких же преступников, повязанных на крови.
И.Д.: Ферганская долина - зона интересов не только Узбекистана, но и сопредельных государств, в том числе Кыргызстана, где недавно произошли события из разряда революционных. Как Вы думаете, то, что сейчас происходит в Ферганской долине, может отразиться на политическом положении в этих странах?
Б.М.: В Кыргызстане восприняли события, которые происходят в Узбекистане, правильно. То есть новая, демократическая Киргизия поддерживает то, что происходит сегодня в сопредельных районах Узбекистана. Я считаю, что все это - начало нового витка демократического развития Узбекистана. Теперь узбеки понимают, что никаких компромиссов с этим правительством быть не может.
И.Д.: Бабур, спасибо за ваш комментарий. Есть ли что-то, что вы бы хотели еще сказать нашим слушателям?
Б.М.: Единственное, что я могу сказать: народу нужно терпение, выдержка. Я уверен - народная мудрость поможет найти выход из этого конфликта. К сожалению, правительство Узбекистана этой мудростью не обладает.