Василий Гулин, Ташкент, ГАЗЕТА.GZT.RU, 16.05.2005
Камерное выступление оппозиции
Было приурочено к очередной годовщине землетрясения 1966 года
16 мая в Ташкенте должен был состояться митинг оппонентов Каримова. Представители партий, именующих себя оппозиционными, в очередную годовщину трагедии 1966 года хотели собрать сограждан у памятника жертвам землетрясения и открыто выразить свое недоверие властям.
Жертвы стихии
'Я считаю, что в республике должен быть объявлен траур по жертвам андижанских событий, - заявила ГАЗЕТЕ Эльмира Хасанова, независимый журналист, член Комитета свободы слова и выражения. - Погибшие - такие же невинные жертвы, как и жертвы стихии'.
Параллель с событиями 40-летней давности - случайность. Время и место сбора выбирались из сугубо прагматических соображений: разрешения на проведение акции, разумеется, не было, как не было и возможности оповестить потенциальных участников манифестации посредством СМИ - информация передавалась буквально из уст в уста. Представители партий «Эрк», «Озод Дехконлар» и Комитета свободы слова надеялись, что люди в любом случае будут приходить к монументу, но их расчеты не оправдались. В назначенный час появились лишь несколько журналистов, и вместо митинга состоялась своеобразная пресс-конференция.
Народ в нищете
'Нужно регулировать цены. Народ в нищете, а тарифы на энергоносители все время растут и коммунальные платежи давно превышают среднюю зарплату по республике', - разъяснил журналистам позицию своей партии «Эрк» Агзам Тургунов.
В том же духе высказалась и Надира Хидоятова, генеральный директор компании Elsut Cotton Production, выступая от имени своей сестры Нигары, лидера «Озод Дехконлар», которая не смогла присутствовать на митинге лично. Резюмировать претензии выступавших к власти несложно: каждый говорил о тотальном обнищании граждан и отсутствии свободной прессы.
В поисках лидера оппозиции
Ораторы были единодушны: появись в разгар событий в Ферганской долине единоличный лидер, мятеж наверняка охватил бы всю страну. Но нет у оппозиции лидера и пока не предвидится. Собравшиеся честно признавались, что не раз пытались объединиться, создать коалицию, но тщетно: каждое движение хочет видеть во главе блока своего кандидата.
'Разобщенность - вот наш бич, - считает Агзам Тургунов. - Еще одна беда - отсутствие информации. Многие лишь вчера узнали о том, что случилось в Андижане. Я уверен, что так или иначе выступления будут продолжаться по всей стране, но они спонтанные, это не система'.
Тургунов также заверил ГАЗЕТУ, что его партия, одна из немногих официально зарегистрированных политических организаций в республике, наметила проведение нескольких манифестаций в ряде крупных городов Узбекистана. Правда, тут же оговорился: 'Мы несколько лет постоянно посылаем официальные запросы с просьбой разрешить проведение митинга. Это незаконно, но нам отказывают без всяких объяснений. Думаю, так будет и в этот раз - тогда от планов придется отказаться...'
В Ташкенте все спокойно
Вокруг площади были заранее выставлены дополнительные посты милиции, а перед памятником демонстративно припаркована машина Службы национальной безопасности. Но стражи порядка в происходящее не вмешивались. Единственным заметным инцидентом стало задержание на соседней улице корреспондента Би-би-си и случайно оказавшихся рядом сотрудников миссии ОБСЕ и швейцарского консульства. Всех троих под предлогом проверки документов и установления личности препроводили в милицейский автобус, но узнав, что среди задержанных есть дипломат, без лишних разговоров отпустили.
P.S. На момент подписания номера в печать поступила новая информация о числе жертв в Ферганской долине: 542 погибших в Андижане и 203 в Пахтабаде. Активисты партий 'Эрк', 'Бирлик' и 'Озод Дехконлар' опрашивают родственников убитых и совместными усилиями составляют единый список погибших, который затем планируют передать в международные правозащитные организации.