Ветры перемен достигают Средней Азии ("The Financial Times", Великобритания)
Американцы утешаются тем, что Ислам Каримов - "наш сукин сын"
Редакционная статья, 17 мая 2005
17 мая 2005 года. То, что высказываемое администрацией Буша (George W. Bush) желание распространять демократию, особенно среди мусульман, столкнется с препятствием в лице недемократического союзника вроде узбекского президента Ислама Каримова, было лишь вопросом времени.
Хотя и трудно быть уверенным в фактическом положении дел - это одна из бед с тираническими режимами - с начала восстания в Андижане в пятницу силы г-на Каримова, как представляется, убили большое число его противников. В некоторых сообщениях называется цифра более 500 погибших.
Г-н Каримов, который правит страной с момента обретения в 1991 году независимости от Советского Союза, возлагает вину за это на уголовных преступников и исламских радикалов, связанных с движением "Хизб ут-Тахрир" (Hizb-ut-Tahrir). Возможно, это просто попытка в собственных интересах представить всех критиков правительства террористическими фанатиками. Более вероятно, что узбеки были вдохновлены свержением в марте нынешнего года президента соседнего Киргизстана Аскара Акаева.
В отличие от прежних волнений на Украине и в Грузии, западные страны, которых волнует положение дел в Средней Азии, не имеют возможности поддержать продемократическое движение и поэтому дают истории шанс идти своей дорогой. Волнения в Узбекистане вызваны почти исключительно внутренним недовольством жестокостью г-на Каримова и его ошибками в управлении экономикой. Даже если бы его свергли, нет никакой гарантии, что его место займет демократическое правительство.
Одним из немногих представителей Запада, который после последних событий сохранил в определенной мере доверие к себе, является Крейг Муррей (Craig Murray), бывший посол Великобритании в Ташкенте. Он ушел в отставку после того, как выступил с протестом против использования его правительством сомнительной информации, которая была получена под пытками от арестованных в Узбекистане. США, с другой стороны, ведут себя необычно тихо, при этом Белый дом признает, что узбеки хотят более демократического правительства, но сбивчиво заявляет, что этого не следует делать с помощью силы.
К несчастью для американских политиков, Узбекистан не является не имеющим к ним никакого касательства никудышным диктаторским государством. Это самая многонаселенная страна в Средней Азии, которую США считают своим жизненно важным союзником в войне с террором; там размещается американская военно-воздушная база, которая внесла важный вклад в военные операции США в Афганистане. Проблема в том, что Узбекистан, по утверждению правозащитной организации "Human Rights Watch", также пользуется дурной славой в том, что касается соблюдения прав человека. Это сочетание привело к тому, что в Вашингтоне стали заниматься выкручиванием рук.
Конгрессмен-республиканец Дана Рорабахер (Dana Rohrabacher), выступая на программе BBC, нерешительно защищал связи США с г-ном Каримовым, сравнивая их с американской поддержкой Сталина в годы второй мировой войны, и доказывал, что критикам Узбекистана следует иметь в виду, что он оказывает поддержку в войне против террористов.
Пройдет, быть может, не так много времени, и кто-нибудь начнет цитировать Франклина Рузвельта (Franklin D. Roosevelt) и доказывать, что г-н Каримов, по меньшей мере, "наш сукин сын". Но подобная беспощадность является плохой политикой в сегодняшнем коммуникативном мире. Если Соединенные Штаты действительно хотят распространять демократию и свободу, они не могут рассчитывать на то, чтобы оградить своих тиранических союзников от демократического движения, которому сами помогли зародиться на Ближнем Востоке, в Восточной Европе и в Средней Азии.
Виктор Федотов , ИноСМИ.Ru Опубликовано на сайте inosmi.ru: 17 мая 2005, 10:21 Оригинал публикации: Winds of change reach central Asia