CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

gazetasng.ru

Новый поворот узбекской политики. Договоренности Москвы и Ташкента предопределяют сотрудничество всей Средней Азии с Россией

1 июля 2005

Алексей Балиев, GazetaSNG, 30.06.2005

Новый поворот узбекской политики. Договоренности Москвы и Ташкента предопределяют сотрудничество всей Средней Азии с Россией

Российская сторона однозначно подтвердила «внешний след» в попытке антигосударственного переворота в Узбекистане. Это позиция не только Ташкента, но и Ашхабада. Кроме того, недавно руководители Туркмении и Узбекистана договорились о развитии двухсторонних связей в энергетике, природоохранной деятельности и во внешней политике.

Трудности в сбыте узбекской продукции обусловили внешнеэкономическую переориентацию Ташкента на Россию, что подтверждается, в частности, договоренностями о долгосрочных российских и российско-узбекских концессиях в хлопковой промышленности, виноделии, геологоразведке, возделывании и переработке плодоовощной и бахчевой продукции, которые были подписаны во время визита Ислама Каримова в Москву.

Россия и Узбекистан продолжат сотрудничество в транспортном машиностроении: планируется совместный выпуск самолетов и вертолетов нового поколения, будут доработаны проекты совместных автосборочных производств, модернизации производства хлопкоуборочных комбайнов. Кстати, Узбекистан занимает первое место в регионе по сборке автомобилей из зарубежных комплектующих. Планируется также сооружение нефтепроводов и нефтепродуктопроводов из Узбекистана через Казахстан в Россию с перспективой экспорта узбекской нефти в Европу. Плюс к тому, Россия окажет содействие в реконструкции узбекских нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, включая крупнейший в регионе завод по переработке урана в городе Навои.

Наиболее значительны планы в газовой промышленности: в рамках концессионных проектов (в счет узбекского долга в 400 млн дол.) и межгосударственных соглашений Россия будет получать из северо-западного Узбекистана около 20% газа, который ежегодно потребляет российская энергетика. Наряду с поставками туркменского газа, покрывающего около трети ежегодных потребностей российской энергетики, это позволит сохранять на высоком уровне экспортный потенциал российской газовой отрасли. Вдобавок, в связи с фактами «финансового обмана» Туркмении со стороны Украины, туркменская сторона планирует переориентировать свои украинские газопоставки на и через Россию, а в перспективе - и через Белоруссию, кооперируясь с Узбекистаном. Дело в том, что газопроводы из Туркмении проходят через Узбекистан и Казахстан - это предопределяет именно общерегиональное согласование поставок и других интересов в газовой сфере. Подтверждением такой «связки» стал разговор по телефону Путина и Ниязова именно в день прибытия Каримова в Москву. Ашхабад предварительно согласен на создание российско-туркмено-узбекского консорциума по модернизации газопроводов из Средней Азии в другие страны СНГ и на координацию с Москвой и Ташкентом ценовой политики в газотранзите. Кстати, по промышленным запасам газа Туркмения занимает 6-е место в мире, Узбекистан - 8-е. Характерно и то, что Туркмения и Узбекистан отказались от перспективного «включения» своей нефти в нефтепровод Баку - Тбилиси - Эрзурум - Джейхан.

Кроме того, Россия готова помочь Узбекистану и в решении его «водных» проблем - реконструкции водоснабжающих, водоочистных объектов, разведке ресурсов пресной воды, в том числе в рамках Международного фонда спасения Арала. Похоже, обе стороны решили отказаться от рискованного проекта по переброске части стока рек Западной Сибири в Приаралье, реанимированного в 2002-2004 гг. мэром Москвы Юрием Лужковым и Госкомприроды Узбекистана.

Огромные объемы орошения среднеазиатской, особенно узбекской «хлопковой целины», созданной еще в 1940-е годы, со временем уничтожили и без того ограниченные водные ресурсы региона. После распада СССР потребности российской текстильной индустрии в среднеазиатском хлопке сократились более чем вдвое, а в узбекском - почти втрое. Но что делать с бесчисленными «хлопкогородами» и примыкающими мелиоративными системами? Очевидно, это весомый фактор социальной напряженности в Узбекистане, не говоря уже о экологических издержках «хлопковой стагнации». Поэтому российская помощь в социально-экономической реабилитации имеет не только экономическое, но и политическое, да и психологическое значение. Похоже, в Москве осознали стратегическую значимость фактора Средней Азии и, в частности, отказа Ташкента и Ашхабада от ориентации на НАТО и США. В свою очередь, роль России в регионе перестали недооценивать и в среднеазиатских государствах.

gazetasng.ru

Предыдущая статьяКазахстан в результате реформ достиг успехов в социально-экономическом развитии - Назарбаев
Следующая статьяШОС: События в Андижане - дело рук террористов