"Кахар" не скрывает своих связей с украинской "Порой" и оппозиционными молодежными движениями других стран СНГ
На этой неделе материализовалось молодежное движение "Кахар", о деятельности которого в последние недели ходило немало слухов. 29 июня его члены провели пресс-конференцию.
Правда, классической встречи с журналистами не получилось. Как объяснили сами кахаровцы, в последний момент им отказали в помещении, с хозяевами которого договоренность была достигнута заранее. Так что презентацию движения пришлось проводить на улице (впрочем, не было похоже, что ее инициаторов это смутило, скорее наоборот). В результате внешне происходящее напоминало некое публичное мероприятие, на проведение которых официально у нас обычно требуется разрешение властей. Такие ассоциации усиливались присутствием вокруг милиционеров и характерного вида людей в штатском, в том числе и немолодых. Своеобразный фон создавало и то, что проходила "пресс-конференция" не где-нибудь, а около бывшего здания КГБ.
О том, что в республике создается некое молодежное движение по типу известных грузинской "Кхмары" и украинской "Поры", говорили давно. Некоторые, как правило, известные своей провластной ориентацией эксперты, проводили и другие аналогии: с теми группами молодежи, которые сыграли очень важную роль в свержении Акаева в Кыргызстане. Очень тесных отношений с "Порой" лидеры "Кахара" не только не скрывают, но и афишируют. Проводившая встречу Бахытжан ТОРЕГОЖИНА прямо заявила, что "другим почетным учредителем "Кахара" (оригинальный статус - авт.) наряду с ней и Сергеем Дувановым является председатель "Поры" Михаил Свистович. "Это наши большие друзья",- добавила она.
Оппозиционный характер нового движения, которое только подало документы на регистрацию, очевиден. Хотя в политической риторике видны некоторые новации, например, в пресс-релизе "Кахара" констатируются "бесспорные экономические успехи" Казахстана в последние годы, а в выступлении г-жи Торегожиной отмечался ряд важных заслуг власти. Естественно, после этой констатации следовало некое "но". Основная идея кахаровской риторики сводится к следующему: "республика как никогда нуждается в переоценке политических ценностей, связанной с пониманием места гражданского общества в жизни государства, расширением роли общественных институтов:"
В практическом плане движение, которое только подало документы на регистрацию, успело уже кое-что сделать, а именно, по словам г-жи Торегожиной, ни больше ни меньше, как "распахнуть окно в Европу". На прошлой неделе представители "Кахара" побывали в нескольких европейских городах, где встречались с рядом чиновников, например, со слов г-жи Торегожиной, с председателем специального комитета Европейского парламента по делам Центральной Азии и ответственным от Европейской комиссии за связи с Казахстаном. На встрече с последним, опять же по ее словам, "стало понятно, что вопрос председательства в ОБСЕ будет решаться не в нашу пользу, если страна немедленно не отменит все те репрессивные и антиконституционные законы, что приняты в последние годы".
После этого не удивило заявление г-жи Торегожиной, что новая организация "будет включена в международный пул наблюдателей, который формирует Европейский союз для контроля за выборами". Хотя все же неясно, насколько это безупречно с юридической точки зрения, учитывая, что "Кахар" еще далек от официальной регистрации.
Финансирования движения сегодня, по озвученной версии, вообще не существует - все "на полном энтузиазме". Ассоциации с радикальными политическими движениями активисты "Кахара" не приемлют и видят их причины в искусственном формировании такого имиджа прессой.
- Молодежь, которая входит в наше движение, не испорчена деньгами, она хочет жить в нормальной стране. Среди наших сторонников не только студенты, есть и рабочие,- заметил один из активистов "Кахара".
Судя по тону пресс-конференции, в новой организации собрались достаточно активные люди. Однако на пути "Кахара" видится целый ряд проблем, и не только в плане официальной юридической регистрации. Неясен реальный потенциал движения: на вопрос о количестве его членов был получен ответ, что в "Кахаре" членство не фиксировано, но "нас сотни, тысячи". Эта, далекая от статистической точности формулировка напоминает известный большевистский политический слоган "Нас миллионы!" (понятно, что в стране со столь небольшим населением, как Казахстан, порядок цифр оказался иным). Во-вторых, оппоненты движения (которых уже на пресс-конференции оказалось немало, причем удивительно хорошо организованных) начали активно и весьма эмоционально упрекать его членов, заявивших, что "Кахар" - это движение в национальных интересах казахского народа", в недостаточном знании казахского языка. Очевидно, что по мере приближения выборов эта тема будет сознательно актуализироваться и для определенных социальных слоев может оказаться очень важной в определении своих симпатий.
Ярослав РАЗУМОВ, Kazakh weekly newspaper PANORAMA