СМЕРТНАЯ КАЗНЬ УЙДЕТ В ПРОШЛОЕ
04.07.2005 г.
ТАШКЕНТ, ВЕСТИ.UZ. Узбекистан в ближайшие 2-3 года может отказаться от применения смертной казни. Об этом заявил министр юстиции страны Буритош Мустафаев в интервью национальной газете «Народное слово».
«Законодательство Узбекистана неуклонно продвигается к тому, чтобы, в конце концов, в нашем законе смертной казни не было», - сказал министр. «За истекшие десять с небольшим лет количество составов преступлений, за которые мог выноситься смертный приговор, сокращено с 33 до двух», - напомнил министр.
«Вопрос этот (об отмене смертной казни) назрел, и его надо решать, но для этого потребуется, как отмечал наш президент, определенное время, не менее двух-трех лет», - сказал он. По мнению главы Минюста, для этого «в первую очередь предстоит провести широкую разъяснительную работу среди населения, большинство которого сегодня против отмены смертной казни». Кроме того, он считает, что «надо построить соответствующие помещения для заключения в них тех, кто вместо смертной казни будет приговариваться к пожизненному или длительному сроку отбывания наказания».
Глава Минюста сообщил, что уголовное законодательство Узбекистана допускает в соответствии со статьей 51 действующего Уголовного кодекса применение смертной казни только за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (часть 2 статьи 97) и терроризм (часть 3 статьи 155). Однако мужчинам старше 60 лет, женщинам, а также юношам до 18 лет смертная казнь не может быть назначена. При помиловании смертная казнь может быть заменена на лишение свободы сроком на 25 лет. Б. Мустафаев также сказал, что Узбекистан ратифицировал шесть основных договоров ООН по правам человека и представил свои национальные доклады о выполнении их положений. В целом, по его словам, ратифицировано 57 международных договоров по правам человека. «У нас поэтапно осуществляются меры по установлению в государстве общепризнанных демократических норм в рамках принятых международных обязательств», - сказал он.
По его мнению, присоединившись к международным документам о правах человека, Узбекистан создал механизмы защиты и поощрения прав человека. Они включают в себя Конституционный суд, институт мониторинга действующего законодательства, парламентского омбудсмена, а также национальный центр по правам человека. Выполняя положение резолюции ООН о проведении «Десятилетия образования в области прав человека», парламент Узбекистана принял «Национальную программу повышения правовой культуры общества», отметил он. Кроме того, Б. Мустафаев сказал, что в стране отработан механизм мониторинга соблюдения прав человека. В этих целях разработаны национальная программа действий в области прав человека и концепция мониторинга соблюдения прав человека. По словам министра, важное значение имеет развитие институтов гражданского общества, в частности, негосударственных некоммерческих организаций (ННО), в том числе правозащитных организаций. «Количество ННО в республике в настоящее время превышает 5 тыс.», - сообщил он.
Говоря о проводимой работе по либерализации уголовного законодательства, Б. Мустафаев отметил, что в республике «стали реальностью новые демократические подходы к назначению наказаний за преступления, им, как правило, присущ более справедливый и гуманный характер». При этом министр сообщил, что если первоначально в Уголовном кодексе 18,7% преступлений относились к преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, то после либерализации уголовного законодательства к таким видам отнесено еще 110 видов преступлений. Расширены возможности применения экономических санкций в отношении лиц, совершивших преступления в сфере экономики. Помимо этого он отметил, что изменились подходы к реализации уголовного наказания в виде конфискации имущества. Теперь конфискуются только орудия и средства преступления.
Закон не допускает того, чтобы по вине преступника страдала его семья и близкие. Пересмотрена система наказания несовершеннолетних, женщин, а также мужчин преклонного возраста, сказал Б. Мустафаев. В частности, по отношению к несовершеннолетним не применяется наказание в виде лишения свободы за преступления, не представляющие большой общественной опасности, а также совершенные по неосторожности. В республике не допускается лишение свободы на длительные сроки женщин и лиц старше 60 лет. Уголовное законодательство дополнено статьей об освобождении от уголовной ответственности в связи с примирением сторон. Нововведением законодательства стало также сокращение сроков предварительного расследования преступлений и содержания под стражей до девяти месяцев, в исключительных случаях, с учетом особой сложности расследуемого дела, - до одного года, подчеркнул министр. В период следствия стала широко применяться форма освобождения под залог лиц, находящихся под следствием, суды широко применяют наказания, не связанные с лишением свободы, считает он. «На сегодняшний день в местах лишения свободы находятся около 40 тыс. человек. Это один из самых низких показателей среди всех постсоветских республик», - подчеркнул Б. Мустафаев.
Кроме того, он отметил, что «важным шагом в гуманизации законодательства явился указ президента от 26 сентября 2004 года «О либерализации условий отбывания наказания лицами, впервые осужденными к лишению свободы» и внесение в уголовное законодательство соответствующих изменений». «Теперь впервые осужденные к лишению свободы за совершение менее тяжких преступлений отбывают наказание практически без отрыва от семей, имея возможность не только поддерживать их материально, но и участвовать в воспитании детей», - сообщил министр. При этом он подчеркнул, что «даже краткое перечисление осуществляемых мер убедительно свидетельствует: Узбекистан последовательно идет по пути гуманизации законодательства, защиты прав и свобод человека, развития правовой культуры населения, добиваясь в конечном счете обеспечения верховенства закона, формирования основ саморазвивающегося гражданского общества».