CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Китайские "болванчики"

14 сентября 2005

Китайские "болванчики"

Олег Панфилов, Интернет-журнал "Оазис"

Два месяца назад московский Центр Карнеги издал исследование профессора Фуданьского университета в Шанхае, руководителя Центра изучения России, восточной Европы и Центральной Азии Чжао Хуаншэна «Китай, Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества». Вероятно, это первое наиболее полное исследование, изданное на русском языке, в котором объясняется, что такое ШОС, история его образования, а также, что очень важно, разъясняется его эффективность.

Конечно, это исследование только китайского ученого, и чтобы осознать целесообразность появления этой международной структуры, необходимо сравнить его с подобными исследованиями в других странах Центральной Азии. Пока же, начиная с 1996 года, когда была образована «шанхайская пятерка», или с 2001 года, после преобразования в ШОС, а затем и после присоединения к ней Узбекистана, о целях и задачах мы заем исключительно из новостных сообщений.

Профессор Чжао Хуаншэн по большей части пишет о главной причине появления ШОС, когда Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан решили подписать «Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы». Затем в документах ШОС появились рекомендации о борьбе с международным терроризмом. Автор исследования, хотя и пишет о том, что ШОС не является противовесом влияния в соперничестве России, Китая и США, тем не менее, не скрывает своего разочарования: «Хотя военное сотрудничество центральноазиатских государств с США и НАТО не противоречит целям ШОС в области безопасности, оно может сыграть для организации определенную негативную роль».

Иными словами, если суммировать подписанные ШОС документы о военном сотрудничестве, мы все боимся международного терроризма, но бороться с ним мы будем своими способами. ШОС не скрывает цели «терроризма» - Чечня в России, «Восточный Туркестан» в Китае. Но совершенно очевидно другое - члены ШОС должны безоговорочно потакать действиям российской армии в Чечне и усилиям по усмирению сепаратистов в Восточном Китае. Для чего же в ШОС нужны центральноазиатские страны? Только ли для того, чтобы «до кучи» собрать всех, чтобы говорить о некоей силе, о некоем блоке, по своим военно-политическим задачам ничем не отличающимся от Варшавского договора, благополучно скончавшемся 1 июля 1991 года?

Понятно, что в документах ШОС не может быть гарантий соблюдения прав человека членами-государствами. Более того, члены ШОС как-то согласились с утверждением, что несоблюдение прав человека не может быть причиной для разногласий, а тем более, не дай Бог, вмешательства во внутренние дела. Такое отношение к основным принципам демократии только подтверждает тоталитаризм в основе создания ШОС - государство превыше прав человека.

Чем же еще может быть привлекательна ШОС? Экономическими отношениями? Но профессор Чжао Хуаншэн и здесь достаточно откровенен: «ШОС остается объединением довольно бедных стран», разъясняя, что на самом деле «репутация качества на рынках Центральной Азии невысока» и она компенсируется низкими ценами. Поэтому на рынках центральноазиатских стран все больше китайского ширпотреба, который по ценам отвечает покупательской возможности населения, но значительно уступает качеству турецким или иранским товарам.

Тем не менее, девятый год президенты, премьер-министры и просто министры аккуратно собираются, чтобы засвидетельствовать свое виртуальное участие в военно-политическом блоке, который дает лишь возможность участвовать в саммитах, но ничего не дает для развития экономики. Никто не осмеливается сказать, что дружить против кого-то - увлечение обиженных и недальновидных, играющих второстепенные роли в большой игре России и Китая.

В балете их называют кордебалетом, на эстраде - бэквокалом, в кино - массовкой. Во многих советских семьях на комодах или в сервантах стояли глиняные китайские болванчики. Закрепленные на шарнирах головы качались в зависимости от того, кто их ткнет по затылку. Не ткнут - стоят безмолвно, не выражая своим присутствием ничего, кроме моды на китайское в те далекие времена, когда дружба с Китаем была популярной. А по радио рефреном звучали задорные слова «Москва-Пекин, Москва-Пекин, идут-идут вперед народы»...

ca-oasis.info

Предыдущая статьяБлагодаря интернет-компаниям, вместо демократии мы получаем 'Спасателей Малибу'
Следующая статьяПослесловие