Процесс пошел. Кто следующий?
"Арена" - Комитет свободы слова и выражения (Ташкент, Узбекистан), 20.09.2005
Итак, завершился первый день открытого судебного процесса над участниками андижанских событий, квалифицированных как посягательство на существующий в Узбекистане конституционный строй.
Необходимо признать, что власть сделала зал заседаний Верховного суда республики максимально доступным для представителей средств массовой информации, равно как и сотрудников дипломатических миссий, аккредитованных в Узбекистане. Отдельные помещения для прессы и дипломатов с установленными здесь мониторами, прямой трансляцией из зала суда вместили практически всех желающих.
На скамье подсудимых, как ранее и обещала Генеральная прокуратура, пятнадцать человек - М. Сабиров, И. Ходжиев, Ф. Хамидов, А. Хокимов, А. Юсупов, В. Эргашев, Л. Имонкулов, Ж. Бурханов, Х. Турсунов, Т. Хожиев, А. Тургунов, А. Газиев, М. Артиков, А. Ибрагимов, Г. Нозиров.
Согласно обвинительному заключению, зачитанному первым заместителем Генерального прокурора Анваром Набиевым, каждый из них, так или иначе, причастен к противозаконной террористической акции, повлекшей смерть ни в чем не повинных мирных граждан и поставивших под сомнение мир и спокойствие в стране.
Обвинение отдельно остановилось на истинных организаторах попытки государственного переворота, подчеркнув, что предпринята она была по инициативе так называемого Исламского движения Туркестана, возглавляет которое небезызвестный Тахир Юлдашев.
Проще говоря, представитель обвинения конкретизировал заказчиков, организаторов и исполнителей данного преступления, получившего широкий, хотя и не однозначный международный резонанс.
Единственное, чего не конкретизировал государственный обвинитель, это «неких деструктивных сил», в чьи геополитические интересы якобы входила смена существующей в Узбекистане власти. На сей счет журналисты, наблюдавшие за ходом процесса, так и остались непосвященными. Можно, конечно же, сделать некоторые предположения, основанные на опосредованных доказательствах, представленных прокуратурой республики.
Если согласиться со следствием и принять во внимание, что в Омске и Иванове беспрепятственно действовали ячейки «Акрамийи», а одним из инструкторов боевиков был некий чеченец Мамед, - налицо косвенная причастность к этим событиям России.
Однако, можно учесть другой представленный обвинением факт: в ходе оперативно-следственных действий обнаружена снайперская винтовка производства США. А раз так, то сделать глубокомысленный вывод о причастности к перевороту американских спецслужб.
Впрочем, все это скорее шутка или литература, нежели серьезный анализ имеющихся в распоряжении следствия доказательств. Автор вообще категорически против преждевременных оценок доказательств, собранных следователями. Правовую оценку им должен дать, в первую очередь, суд.
Каким он будет? Объективным или изначально предвзятым, сегодня говорить тоже рановато. Хотя, если быть совершенно откровенным, то исход этого судебного разбирательства практически ни у кого не вызывает серьезных споров.
Понятно, что ни один из подсудимых оправдан не будет, как не будет поставлена под сомнение и промежуточная цель заговорщиков - отрезать Ферганскую долину от основной территории Узбекистана, провозгласив здесь Ферганскую Исламскую республику или нечто на нее похожее.
Была ли такая задача в действительности или некая группа лиц, используя сложную экономическую ситуацию в стране и Андижане, в частности, решила с помощью оружия поменять власть на иную, сегодня точно не скажет никто. Разве, кроме тех, кто сидит на скамье подсудимых или тех, кого на эту скамью посадят позже.
Впрочем, не станем лукавить - они тоже не будут искренни. Слишком велики ставки в этой игре, а у каждого даже из этих пятнадцати подсудимых, как минимум по семьдесят пять близких родственников. Сколько же родственников у 121 арестованного по данному делу, подсчитать вообще невозможно. Так что искренности, думаю, не предвидится.
Сергей Ежков, независимый журналист, для «Арены»