CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

liter.kz

Кто на свете всех милее

26 апреля 2007

Кто на свете всех милее

26.04.2007, Liter.KZ, Александра АЛЕХОВА, Алматы

Молодежные организации образно поделили себя на «своих» и «чужих»

Прямого противостояния между объединениями молодых нет, но уверенность в завтрашнем дне, с которой «свои» и «чужие» шагают по стране, совершенно разная. Одни о себе заявляют постоянно, а другие, как выясняется, и хотели бы решить молодежные проблемы, да возможностей нет. Кто-то из великих однажды сказал: «Кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет - ищет причины». Можно ли применить этот афоризм к инертности большинства молодежных организаций, или проблема выбиться «в люди» действительно есть? Это тема сегодняшней рубрики. Генеральный директор Молодежной информационной службы Казахстана (МИСК) Ирина Медникова против того, чтобы молодежные организации клеймили недееспособностью, ленью и некомпетентностью. Депутат мажилиса, председатель молодежного крыла «Жас Отан» Танирберген Бердонгаров склонен считать, что возможности для реализации есть у всех молодежных организаций. Кто хочет - их использует, а кто не хочет - находит следы якобы несправедливости.

«ПРОТИВ»

Как говорит Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» от 7 июля 2004 года, «:государство заинтересовано в развитии и сотрудничестве с молодежными и детскими неправительственными организациями, деятельность которых способствует повышению роли молодежи в общественно-политических процессах, формированию демократического, гражданского общества».

Из 450 зарегистрированных молодежных организаций работают сегодня менее 10 процентов. К сожалению, сегодня трудно вести конструктивный диалог с местной властью и реализовывать совместные проекты в рамках государственных программ.

И в связи с этим среди представителей молодежных движений и наблюдателей молодежной политики существуют различные точки зрения - от невозможности реализации молодежной политики без денег государственных лотов до обвинения основной массы молодежных организаций в некомпетентности, безделии и самопиаре.

Во-первых, что касается заблуждения о том, что молодежные организации могут оказывать влияние на молодежную политику и защищать интересы молодежи только имея финансовую поддержку, в частности, получая деньги по государственному социальному заказу. Я не понимаю зацикленности молодежи на деньгах - это как-то, кстати, характеризует общие тенденции в развитии молодого поколения:

Почему не слышно представителей 450 молодежных организаций? Может быть, нет денег? Основное ведь не деньги, а дух, воспитание, ценности. Это не купишь. Важны не деньги, а лидеры, которые горят идеей и хотят что-то делать для своей страны. И можно реализовывать проекты (если подходить к этому формально, назовем это так), то есть развивать молодежь, не имея ввиду основным стержнем работы деньги.

Во-вторых, да, конечно, существуют молодежные организации, перманентно проводящие не обремененные смысловой нагрузкой и мультипликативным эффектом «круглые столы» с раздачей футболок или шествием с государственным флагом. Но на примере нашей организации я могу сказать, что мы несколько раз принимали участие в тендере на государственный социальный заказ. Мы никогда не получали его. И дело не в нашей некомпетентности, поскольку за время существования МИСК реализовывала долгосрочные проекты с крупнейшими международными партнерами, проводила республиканские исследования и тренинги. Пиар никогда не был для нас самоцелью. Может, поэтому мы и не получали лотов.

Тут другое. Не все так однобоко, как говорит г-н Бердонгаров. Не может быть одной причины - некомпетентности молодежных организаций. Все-таки существует квотирование свои - чужие. Молодежная организация партии большинства будет это отрицать, поскольку никогда не испытывала на себе действия этого квотирования.

И это еще вопрос, кто тут больше проигрывает. Не знаю, насколько выигрышно проправительственным молодежным организациям сидеть на иждивении государства - собственное видение притупляется:

Последний проект, подаваемый нами на рассмотрение комиссии в акимат, решил бы проблему трудоустройства выпускников вузов. Казахстанская программа стажировок началась в 2005 году и успешно трудоустроила немало студентов в крупные компании.

Есть молодежные организации в Казахстане, которые могли бы проводить социально значимые проекты, в особенности работая в регионах. Есть идеи, проекты, видение, есть молодые люди, готовые работать. Квотирование же лишает их права равного участия в конкурсе на государственный социальный заказ.

«ЗА»

Казахстан уже достиг того уровня, когда молодежные лидеры способны конструктивно наладить систему решения собственных проблем, в том числе и посредством выдвижения в местные представительные органы. Кто, кроме самой молодежи, решит ее проблемы?

Не стоит рассуждать с позиции: что было бы с «Жас Отаном», не будь крыло в одной связке с крупнейшей партией страны? Когда возникают такие мысли, нужно окунуться в историю партии «Нур Отан», которая создала молодежное крыло не в одночасье. И за 8 лет существования политорганизация переживала многочисленные этапы своего развития, начиная от съемного офиса из четырех комнат. Сегодняшний «Нур Отан» стал мощным не потому, что манна с небес посыпалась. То была системная работа всех членов партии. Пусть МИСК создаст хотя бы одну первичную партийную организацию с 1-комнатным офисом. Это будет успех.

Цель любого политического органа - не только продвижение своих лидеров в депутаты, но и создание грамотной программы с последующей реализацией. В противном случае на следующих выборах партия не соберет голосов избирателей.

Если на секунду представить, что «Жас Отан» родился бы раньше, нежели сама партия, и не стал ее молодежным крылом, то успехов, каких мы добились сегодня, не было. Я вообще против существования молодежных организаций вне связки с политическими структурами. Во-первых, у такого объединения нет будущего и механизмов к решению проблем той категории населения, ради которой они создавались. Спросите тогда, зачем нам 450 молодежных организаций, если они существуют сами по себе? Определенная часть из этого количества - детско-юношеские, которые далеки от политики и в основном занимаются организацией досуга. Но молодежь - это не только посиделки у костра в пионерлагерях, это еще и студенты со своими нерешенными проблемами, выпускники вузов, молодые специалисты. Будет ли у них достойная работа, жилье и светлое будущее - вот приоритетная задача любого молодежного объединения. Может ли МИСК решать все эти проблемы на системном уровне, что подразумевает взаимодействие с госорганами и принятие грамотных законов прямого действия?

МИСКу как организации вне связки с политической структурой ничего не остается, как проводить различные акции и манифестации студентов. Перспективы роста здесь никакой нет, хоть и очевидны некоторые успехи. Представьте ситуацию, что все действующие лидеры МИСК достигли однажды 29-летнего возраста. Все, они уже не члены молодежной организации, что с ней будет дальше?

«Жас Отан» сплотил вокруг партии 130 молодежных организаций, которые как раз и вошли в 20-процентную квоту на предстоящие выборы в маслихаты. Сделает ли это другая молодежная структура? Вряд ли. Если даже и разработает изменения в закон о молодежной политике, сможет ли организация его пролоббировать? Тоже маловероятно. Мы это делаем.

И молодежные лидеры, на которых мы расставили акценты, не популисты и политиканы, они конструктивные люди, которые себя как-то проявили.

Скажу о тендерах и о том, что якобы молодежное крыло партии большинства не претерпевало на себе негласного квотирования. За 8 лет существования «Жас Отан» выиграл всего один тендер на получение государственного социального заказа. Но это не мешает нам искать возможности для реализации задуманного, и тем более мы не ищем крайних, кто и по какой причине при проведении других тендеров имел больше преимуществ.

liter.kz

Предыдущая статьяЕС поворачивается лицом к Центральной Азии
Следующая статьяАсимметричный ответ Баку