Капиталистические обязательства
27 апреля 2007г. # 16, Казахстан. Деловая Неделя, Улболсын КОЖАНТАЕВА
В стиле партсобрания прошла встреча президента с крупным бизнесом
Партнерство государства и бизнеса обретет «национальный» окрас. Хотя для полного взаимопонимания сторонам не хватает компромиссов: одни жаждут быстро окупаемых проектов, другие - решения важных государственных и социальных задач. ВВП страны близок к $100 млрд., а в предстоящие 5-7 лет планируется его утроить и попасть в 50 государств мира. Но за счет каких отраслей это произойдет и как скоро изменится структура экспорта, не ясно. На прошлой неделе в алматинской резиденции президента РК говорили об участии отечественного бизнеса в развитии национальной экономики. «Капитаны отечественного бизнеса» напомнили «красных директоров», берущих «социалистические обязательства», однако сколько будет пользы от этого, если государство по-прежнему глухо к проблемам и интересам малого и среднего бизнеса, неизвестно.
Согласно отчетным данным Национального банка, в Казахстане в 2006 году валовой приток прямых иностранных инвестиций составил $10,437 млрд. Это на 58% больше, чем в 2005 году. Прирост обеспечен, в основном, за счет одного добывающего проекта - финансирования Северо-Каспийского проекта по разработке месторождения Кашаган. В целом финансирование проектов в нефтегазовой отрасли, включая инвестиции в транспортировку по трубопроводам, составило около 72% от притока прямых иностранных инвестиций. Помимо нефтегазовой отрасли выросли объемы инвестиций в горно-металлургическом комплексе, а также в строительство, финансовую деятельность, транспорт и связь. Таковы реалии отечественной экономики...
Транснациональным компаниям, обосновавшимся у скважин и карьеров, не до диверсификации казахстанской экономики. Поэтому, видимо, для обсуждения перспектив реализации крупномасштабных инвестиционных проектов приглашен местный бизнес. Это можно назвать символичным. Не так уж и давно, в 90-е годы, отечественные управляющие или инвестиционные компании могли «запросто заменить» иностранными инвесторами. Тем не менее можно отметить логичность развития казахстанского будущего на данном этапе. Быть может, теперь настал черед для своих или таким образом в Казахстане решили бороться с утечкой капиталов и ростом внешних долгов?
Напомним, во второй половине 90-х годов отечественные банки и инвестиционные компании, едва запустившие «лежавшие на боку» цеха, заводы и комбинаты, практически вынудили уступить этот бизнес пришедшим иностранным инвесторам. В качестве примера можно напомнить о Карметкомбинате, Усть-Каменогорском свинцово-цинковом, Лениногорском цинковом заводах, Жезказганцветмете, Балхашском горно-металлургическом и других, переданных Ispat International (Mittal), швейцарской Glencore, корейской Samsung и т.д. Зарубежных инвесторов освободили от «социалки», предоставив к тому же небывалые льготы и преференции по налогам, экологическим платежам и т.д. Как говорится, совсем не то, что своим, не говоря уже о «своих мелких и небольших», стонущих под налоговым бременем. А позже начался взлет цен на металлы...
Грани партнерства
В совещании президента РК с представителями крупного казахстанского бизнеса приняли участие премьер-министр Карим Масимов, руководитель администрации президента Адильбек Джаксыбеков, а также руководители госхолдингов и институтов развития. Атмосфера диалога с казахстанскими бизнесменами отличается от той, которая царит на совете иностранных инвесторов.
За «круглым столом» оказались лица известные, а обсуждавшиеся темы, в общем-то, избитыми. Ряд бизнесменов выглядели так, словно чувствовали себя неуютно. Кроме того, здесь были только «капитаны» - «большие кошельки». Хотя, заметим, что основа экономики и благосостояния народа закладывается на уровне малого и среднего бизнеса. О нем давно и много говорили, но за все это время не сделали практически ничего. Малый и средний бизнес Казахстана - одна большая и, заметим, болезненная тема, с которой власти, видимо, просто уже не хотят «возиться».
Пока президент рассказывал о сути февральского Послания, одни бизнесмены, казалось, застыли в ожидании «строгого спроса», другие, заготовив дежурный спич, спешили доложиться. Но говорили, кажется, не о том, если иметь в виду актуальность диверсификации... Александр Машкевич (ENRC), Владимир Ким (Kazakhmys plc.), Рашид Сарсенов («Мангыстаумунайгаз»), видимо, «не прониклись» Посланием, потому как не к диверсификации, а к сырьевым проектам и инвестициям в строительный бизнес сводились их доклады. Банкиры оказались более дипломатичными: Нуржан Субханбердин (ККБ) и Мухтар Аблязов (БТА) высказали готовность инвестировать в любые проекты, предложенные правительством.
Премьер-министр Карим Масимов тут же и «выложил» проекты для них. Такие, к которым банки обычно относятся настороженно. Проекты по развитию электроэнергетики, инфраструктуры, переработке сырья, нефтехимии требуют долгосрочного кредитования. Правительство выразило также готовность к созданию новых СЭЗ, развитию индустриальных и технологических зон. Кроме того, бизнесменов призвали инвестировать в сельскохозяйственное производство, строительство социальных объектов и производство строительных материалов, фармацевтическую промышленность, новые технологии, туризм и др.
Заметим, что в премьерском «ларчике» также негусто оказалось предложений по диверсификации экономики, высоким технологиям и инновациям. Хотя, быть может, «дефицит» уже разобрали другие? Другой вопрос, кто возьмется за предложенные проекты. Если среди самих же чиновников нет единства. Например, еще не закончились переговоры по вступлению в ВТО, а некоторые чиновники во всеуслышание лоббируют вопрос отмены 49% ограничения на участие инофирм в приоритетных, высокодоходных отраслях. Как, например, телекоммуникации или строительный бизнес... Наверное, если об этом хлопотали бы местные предприниматели, не имеющие «своей руки» в верхах, то никто бы и не подумал об отмене ограничений. Такая вот логика у нас.
Другой момент: какими оказываются некоторые проекты, пролоббированные в Казахстане? Едва на днях было заявлено о сборке автомобилей японской фирмы Nissan, как на деле оказывается, что с японской маркой (в лучшем случае) в Казахстан пытаются прийти китайские производители.
«Я рад сегодня с вами встретиться. За 15 лет независимости мы многое сделали, но, самое главное, создали новых казахстанцев, новую экономику и вырастили серьезный бизнес. Сегодня я пригласил тех, кому удалось за эти годы преуспеть, вырваться вперед и стать капитанами казахстанского бизнеса, - заявил президент, известный фразой о том, что он может «любого бизнесмена за руку привести в прокуратуру». - Благодаря проведенным в стране реформам, моей постоянной личной поддержке в стране активно развивалась новая экономическая среда. Вы стали лидерами бизнеса благодаря реформам, стабильности и государственной поддержке. Такая поддержка была нужна, чтобы создать крупный бизнес, который мог бы конкурировать в мировом пространстве».
На встрече глава государства напомнил, что сейчас как никогда актуален вопрос консолидации усилий частного бизнеса и государства для создания, завоевания новых ниш на мировых рынках нашими товарами, услугами и, возможно, передовыми идеями. Поясняя суть партнерства государства и бизнеса, Назарбаев отметил, что отечественные компании в первую очередь должны иметь возможность осуществлять «крупные прорывные проекты в важнейших отраслях экономики». Государство, в свою очередь, готово взять на себя ответственность за развитие необходимой энерготранспортной инфраструктуры. «Сейчас настал момент, которого я так ждал. Настала пора вам серьезно поработать на экономику страны, которая вас всех вырастила, полноценно подключиться к решению социальных проблем. И правительству пора серьезно сотрудничать с отечественным бизнесом», - сказал президент.
Темой для разговора стала также идея создания в республике 30 корпоративных лидеров, чья продукция должна стать брэндом Казахстана на мировых рынках. Глава государства предложил приглашенным принять также участие в реализации этой госпрограммы. Пока все гадали: будут ли для этого создаваться новые предприятия или под вывеской тридцатки соберут уже существующие, президент огласил часть списка. В тридцатку могут быть включены такие компании, как «КазМунайГаз», «Казахмыс», ENRC, крупные банки и т.д. Одним словом, список почти сверстан. Из той же колоды, но что нового появится на мировом рынке в качестве отечественного брэнда, если нефть, газ, металлы и зерно известны и без того, пока не ясно... Может, мясо и цемент? К чему тогда говорить о высоких технологиях и инновациях?
На этот раз бизнесменам предложили оформить партнерство государства и бизнеса «джентльменским соглашением», либо в виде 5-10-летнего меморандума или совместных программ и планов действий по развитию тех или иных отраслей...
Джентльмены удачи
Что же касается предпринимателей, то они предложили свои проекты - от строительства дорог и электростанций до молочных и мучных продуктов. Народный банк финансирует в строительство двух современных цементных заводов $260 млн., в предприятие по производству полипропилена - $7 млрд., фармацевтику и другие проекты. Кредитные портфели Казкоммерцбанка и БТА составят по $14 млрд.
Председатель совета директоров «Банка Туран Алем» Мухтар Аблязов заявил о готовности реализовать в течение 3 лет проект строительства логистического парка между Казахстаном и Европой, а также на границах с Китаем и Россией. Нуржан Субханбердин доложил президенту о планах создания большой интегрированной компании по производству молочной продукции. В течение пяти лет по его замыслу появятся десятки современных комплексов по производству сырого молока и один большой комбинат, где это молоко будет перерабатываться в сыр и сухую сыворотку. Руководитель «АТФ банка» Тимур Исатаев говорил о презентации проекта строительства оптоволоконной сети внутри Казахстана.
Нурлан Смагулов, известный в сфере импорта автомобилей и торговых мега-центров, предложить создать национальный брэнд национального производителя муки и макарон. Глава «Сеймар» Маргулан Сейсембаев говорил о планах создания крупного холдинга по переработке мяса совместно с итальянским партнером. На что президент сказал, что лично проконтролирует. На его вопрос о количестве денег, выделяемых на этот проект, бизнесмен ответил, назвав примерную сумму инвестиций $300 млн.
Предложения бизнесменов сырьевой тройки: Кима, Машкевича и Сарсенова, как уже говорилось, остались в сырьевом русле. Например, глава «Казахмыса» предложил «посильную» помощь электроэнергетике, которая очень важна для выплавки металлов и других процессов на его заводах. Недавно корпорация огласила масштабные планы расширения добычи меди и строительства рудников, на что понадобится немало электроэнергии... Его партнер (теперь) по алюминию и феррохрому г-н Машкевич «с гордостью» доложил о том, что впервые на территории СНГ получен синтетический газ из бурого угля, который заменил на Павлодарском заводе мазут. В его планах и газификация угля.
Что касается строительства нового электролизного и глиноземного заводов, то нужно иметь в виду, что один завод уже на подходе, а нужны ли еще два новых? Очевидно, бизнесмен говорил о планах слившихся недавно российских компаний «Русал» и «Суал» совместно с Glencore? Наверное, эти проекты хороши, только служат они, в конечном счете, наращиванию добычи того же сырья в Казахстане и экспорта тех же металлов.
Председатель совета директоров компании «Мангыстаумунайгаз» выразил озабоченность нехваткой цементных производств: помимо строительства завода под Кокшетау на 2,5 млн. тонн его компания приобрела месторождения щебня, камня и песка, закупила современные бетонные и асфальтобетонные заводы, чтобы выстроить одну производственную цепочку. Благо только если это будет способствовать снижению цен на жилье...
Присутствовавшие на встрече руководитель ФПК Раимбек Баталов предложил меры по решению проблем, связанных с китайским импортом, в процессе которого развита коррупция. Были внесены предложения по изменению Налогового и Таможенного кодекса, а также таможенно-тарифной политики.
Пока бизнесмены выкладывали планы, президент подсчитал, что общая стоимость представленных бизнес-проектов «потянет» как минимум на $40 млрд. Среди прочих он оценил планы по развитию агропромышленного комплекса, напомнив, о том, что эта отрасль самая конкурентоспособная в Казахстане.
Однако «в ответ» президент поднял проблему застройки южной столицы. По мнению президента РК, экология и инфраструктура Алматы не выдерживают интенсивного строительства в городской черте, растущих автомобильных потоков, поэтому он «склоняется к тому, чтобы запретить строительство в Алматы» вообще и предложил отстраивать города-спутники Капчагай, Талгар и Каскелен. Об этом, кстати, изначально, в ходе обсуждения генплана, писала и «ДН», но тогда идею считали абсурдной. Предыдущий аким Алматы счел, что бюджету дорого обойдется строительство коммуникаций. Теперь, выходит, это будет решено в партнерстве с частным бизнесом...
На совещании союзам и форумам предпринимателей и работодателей Казахстана совместно с госхолдингами поручено в течение месяца распределить конкретные инвестиционные проекты между отечественными компаниями. «Нам надо самим браться за наш родной Казахстан... Мы часто говорим о том, что в экономику Казахстана пришло прямых зарубежных инвестиции около $60 млрд., но следует знать, что внутренние инвестиции еще больше, они составляют не менее $80 млрд.», - напомнил президент.