Лидер таджикского оппозиционного движения «Ватандор» Дододжон Атовуллоев
26 апреля 2007 г., Новые Известия, АНАТОЛИЙ ПОМОРЦЕВ
«Рахмонов водит Россию за нос!»
В начале этого года таджикские оппозиционеры объявили о создании единой структуры - движения «Ватандор» («Патриот»), целью которого было заявлено отстранение от власти нынешнего главы государства Эмомали Рахмона (с недавних пор президент Таджикистана отказался от «русифицированного» написания своей фамилии - Рахмонов). О нынешней ситуации в стране и планах объединенной оппозиции «НИ» рассказал глава движения «Ватандор» Дододжон АТОВУЛЛОЕВ.
- Не так давно было заявлено о создании движения «Ватандор», объединившего всю таджикскую оппозицию. Что заставило вас и ваших сторонников пойти на этот шаг?
- Должен сказать, что до создания нашего движения реальной оппозиции нынешнему режиму в Таджикистане просто не существовало. После замирения, подписанного 10 лет назад Рахмоновым и его политическими противниками в Москве, часть оппозиционеров вошла во власть, некоторые были убиты, а те, кто выжил, были вынуждены покинуть страну. После этого Рахмонов почувствовал себя очень комфортно. В результате люди, которых это не устраивало, решили объединиться. Переговоры шли два года - мы встречались с бизнесменами, политиками, членами правительства, просто авторитетными людьми, и в итоге создали движение «Ватандор». Наша главная цель - добиться улучшения жизни простых людей, а это невозможно без ухода нынешнего президента и его команды с политической арены. Среди сторонников «Ватандор» есть немало успешных людей, живущих за пределами нашей страны, которые понимают - Таджикистан находится у последней черты, от пропасти его отделяет совсем немного.
- В чем заключаются главные претензии оппозиционеров к правящему в Таджикистане режиму?
- Нынешняя ситуация в нашей стране - катастрофическая, люди вынуждены просто выживать, чтобы не умереть от голода, к нам вернулись болезни, о которых мы уже успели забыть. Люди не могут лечиться, получать образование, в домах отсутствуют элементарные удобства - газ, электричество. Приметой современного таджика стали ношеная одежда и глаза, заполненные горем. Каждый пятый таджик вынужден добывать пропитание для себя и своей семьи за пределами родины, выполняя самую грязную и неквалифицированную работу, живя при этом в ужасающих условиях и получая за свой труд копейки. На фоне этой ужасающей нищеты режим Рахмонова выбрасывает миллионы бюджетных долларов на проведение пышных мероприятий, призванных сформировать положительный образ нынешнего Таджикистана. Страна коррумпирована - при зарплате в 60-80 долларов в месяц чиновники строят себе дворцы, раскатывают на иномарках и отправляют своих отпрысков учиться заграницу. При этом обычные люди живут, в прямом смысле этого слова, на хлебе и воде! Представьте себе, что сахар для рядового таджика уже давно превратился в практически недоступный деликатес. Надо понимать, что именно режим Рахмонова заставил полтора миллиона таджикских мужчин фактически бежать из своей страны, чтобы не дать семьям умереть от голода. А ведь деньги, посылаемые домой, наши гастарбайтеры зарабатывают в нечеловеческих, унизительных условиях:
- С помощью каких политических инструментов вы собираетесь отстранить президента от власти?
- Главной нашей задачей я считаю не столько отстранение от власти Рахмонова, сколько изменение самой структуры власти, выстроенной им с 1992 года. Развратив свое окружение вседозволенностью, он просто-напросто превратился в заложника собственноручно созданной системы. Пока нынешний президент будет у власти, рассчитывать на перемены к лучшему в Таджикистане нереально, это надо четко понимать. Этой весной мы могли бы вывести на улицы тысячи людей, устроить беспорядки, но мы сознательно отказались от этого. Объясню почему - когда таджикские власти узнали о создании «Ватандор», они перепугались, начали говорить о том, что мы хотим устроить новую войну, что без Рахмонова в стране наступит хаос и так далее. У нас нет автоматов и боевиков, мы не собираемся приходить к власти с помощью силы, как это когда-то сделал нынешний президент Таджикистана. Мы не хотим, чтобы народ нас боялся - нам надо, чтобы он нас любил, это наша мечта. Человек должен понять, что это он нанимает министров и президентов для того, чтобы они делали его жизнь лучше, а не наоборот. Власть должна зависеть от народа, а не народ от власти.
- А какова сегодняшняя роль России в Таджикистане, насколько верно утверждение о том, что режим Рахмонова - опора РФ в Средней Азии?
- В начале президентства Рахмонова Москва оказала ему неоценимую услугу - он много лет строил свою власть на российских кредитах и российских штыках, просил Россию лоббировать его интересы в международных структурах, но как только понял, что достаточно окреп для «самостоятельного плавания», то моментально отвернулся от нее. Антироссийская истерия в Таджикистане началась года три-четыре года назад - Рахмонов изо всех сил старается вырваться из-под опеки Москвы. Знаете почему? Он не думает об интересах народа, он думает лишь о собственной власти и о сохранности миллионов долларов, украденных у населения и хранящихся в западных банках. Сейчас в Таджикистане прекращено вещание всех российских каналов, российский бизнес фактически вытесняется из Таджикистана. Типичный пример - контракт на строительство Рогунской ГЭС, который должна была получить одна из российских компаний. Сначала Рахмонов всячески тянул с его заключением, а после выборов открыто заявил, что не намерен отдавать его России. Сейчас Рогун выставлен на тендер, и я уверен, что контракт выиграют либо турки, либо пакистанцы. Я удивляюсь тому, как долго он умудрялся водить Россию за нос.