Кто поможет Афганистану?
27 апреля 2007г. # 16, Казахстан. Деловая Неделя, Юрий СИГОВ, Вашингтон
Соединенные Штаты хотят переложить на республики Центральной Азии существенную долю оказания помощи Кабулу
Помощь Афганистану,находящемуся в процессе перманентной и давно уже затянувшейся фазы восстановления народного хозяйства, приобретает в последнее время новый региональный подтекст. Если раньше США пытались вовлечь в процесс помощи Кабулу в основном своих союзников по НАТО, и прежде всего европейские страны, а также Японию и Южную Корею, то теперь поработать с этой республикой предлагается государствам Центральной Азии. При этом Соединенные Штаты дают недвусмысленно понять, что помогать желательно всем республикам региона, вне зависимости от финансовых и экономических возможностей. В том, что касается денежной подпитки такой помощи, Вашингтон обещает подсобить, а вот другие формы помощи (подготовка кадров, поставки гуманитарных грузов, транзитные услуги) страны Центральной Азии должны будут предоставлять самостоятельно.
Ташкент - город, помогающий Кабулу
Напомню, что пару лет назад Афганистан был объединен в структурах государственной власти США в один регион с государствами Центральной Азии, причем если раньше подобное слияние существовало больше на бумаге, то теперь оно приобретает все более конкретные экономические и политические очертания.
Учитывая тот факт, что в советские времена именно республики тогдашней Средней Азии несли на себе основную нагрузку по отношениям с Афганистаном (военные базы, поставки продовольствия и медикаментов, стройматериалов и техники), то в Вашингтоне посчитали разумным привлечь на данном этапе эти теперь уже независимые республики к более тесному сотрудничеству с Афганистаном, тем более в условиях формирования в Кабуле новой власти.
При этом ключевую роль в подобной кооперации с Афганистаном США отводили по началу Казахстану, но «пальму первенства» на афганском направлении в глазах американцев могут у казахов перебить представители Узбекистана.
Так, на недавней конференции в Вашингтоне, посвященной участию стран Центральной Азии в деле восстановления разрушенной войной экономики Афганистана, представитель посольства Узбекистана в США откровенно дал понять, что Ташкент всерьез заинтересован в помощи Афганистану. Напротив, в казахстанском МИДе с грустью говорят о том, что почти никто из бизнесменов, направленных в Кабул, не смог выступить с проектом совместного производства или торговли.
С учетом того, что узбекское руководство достаточно неплохо использует свое географическое положение для ведения бизнеса в регионе (те же американцы в качестве примера «ушлости» узбеков приводят полеты самолетов узбекской авиакомпании по маршруту Дели-Ташкент-Лондон, который практически полностью забит бизнесменами и студентами из Индии).
Также помнят в Америке и о том, что Узбекистан является шестым крупнейшим экспортером природного газа в мире. К тому же именно в Узбекистане сосредоточены самые подготовленные и квалифицированные кадры во всем регионе Центральной Азии.
Замечу, что с некоторых пор Узбекистан активно пропагандирует себя американцам как самую выгодную площадку во всем регионе Центральной Азии для осуществления самых разнообразных проектов по восстановлению разрушенного войной Афганистана. Сейчас именно через территорию Узбекистана проходят основные транспортные коммуникации с Афганистаном, и более 60% всех гуманитарных грузов поступает в Афганистан как раз через узбекскую территорию.
Узбекское правительство хотело бы оказывать помощь Афганистану в строительстве дорог, аэропортов, школ и больниц, жилого фонда. В северные районы Афганистана Узбекистан уже сегодня поставляет природный газ по сниженным ценам. А в дальнейшем Ташкент даже предлагает сделать именно Узбекистан главной перевалочной базой для американских компаний на весь Центрально-Азиатский регион в их работе на Афганистан.
Недавно американские геологи обнаружили в Афганистане крупные запасы меди, и правительство Узбекистана уже предложило переплавлять медь на заводах, которые расположены на территории этой республики. При этом сами американские компании, учитывая, очевидно, недавнее прошлое с закрытием военной базы США в Ханабаде и события в Андижане в 2005 году, достаточно осторожно относятся к тому, чтобы работать в данной ситуации «с распростертыми объятиями» с узбекскими представителями в деле восстановления народного хозяйства Афганистана.
Ищите и просите «лишние деньги» в Казахстане
Как уверены американские бизнесмены, риск работы на новых рынках растет прямо пропорционально географической удаленности этих рынков от самих Соединенных Штатов. Так, для компаний США куда больше рисков работы в том же Узбекистане, чем для России или Китая, также, как для России и Китая, куда рискованнее вести дела в Мексике или Сальвадоре по сравнению с американским бизнесом. Надо также учитывать и тот факт, что особого интереса среди американских компаний к работе в Центральной Азии пока не наблюдается, а американские банки не хотят особо рисковать на финансировании небольших и средних бизнес-проектов в этом регионе. Сами американцы говорят тем же узбекам: если вы все время ищете деньги за рубежом в развитых странах на свои проекты, то совершаете очень большую ошибку. Они советуют Ташкенту искать деньги и инвестиции в самом регионе Центральной Азии, в частности в Казахстане.
Как считают в министерстве торговли США, именно в Казахстане есть свободные денежные средства (кстати, во многом именно из-за этих казахстанских «свободных средств» в Соединенных Штатах и родилась идея плотно задействовать Астану в процессе восстановления разрушенной инфраструктуры Афганистана). Сейчас, как свидетельствует финансовая международная статистика, поток капиталов из развивающихся стран в равивающиеся страны намного превосходит объемы перекачки капиталов в направлении из развитых стран в развивающиеся.
То же министерство торговли США говорит о том, что все без исключения республики региона - Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан - пытаются найти инвестиции где угодно - в США, Западной Европе, Японии, Китае, но совершенно не работают в этом направлении с Казахстаном.
По оценкам специалистов Корпорации по защите американских зарубежных инвестиций, сейчас существуют три ключевых сферы, в которых США могли бы оказать странам региона Центральной Азии существенную поддержку. Это, прежде всего, сектор энергетики, в том числе - гидроэнергетики (Таджикистан, Кыргызстан), чтобы потом наладить поставки электроэнергии в соседний Афганистан и далее в Пакистан.
Эксперты из США уверены в том, что это может стать очень прибыльным бизнесом на ближайшую перспективу с учетом значительного роста численности населения в этих странах.
Во-вторых, это транспортный сектор, и в-третьих - рынок телекоммуникационных услуг. Ключевой точкой в регионе на этом направлении Соединенные Штаты опять хотели бы сделать Казахстан, и через эту республику работать не только на весь регион Центральной Азии, но и на Афганистан.
При этом тот же Узбекистан уже выразил желание проводить подготовку кадров для афганской экономики, студентов и аспирантов в своих университетах, а сами специалисты из Узбекистана могли бы работать на американские компании, которые сегодня осуществляют проекты на территории Афганистана.
В свою очередь руководство Афганистана выражает свое желание получать более существенную помощь не только от США и стран Западной Европы, но и государств Центральной Азии. Возможна и такая схема сотрудничества, при которой Соединенные Штаты будут выделять финансовые средства, а страны Центральной Азии станут готовить на эти деньги для Афганистана кадры в области строительства, ирригации, сельского хозяйства, подготовки квалифицированной рабочей силы.
Также сейчас есть уже много специалистов из стран Центральной Азии, которые были подготовлены в университетах Соединенных Штатов и Западной Европы и могли бы помочь не только американским компаниям, работающим в регионе Центральной Азии, но в осуществлении проектов на территории Афганистана.
Бишкек и Ашхабад тоже готовы помогать Америке
Как заявила в Вашингтоне посол Кыргызстана, ее республика хотела бы сыграть более активную роль в восстановлении экономики Афганистана. При этом кыргызы готовы оказать помощь Афганистану в сфере транспорта, образования, торговли.
В данный момент значительная часть гуманитарной и медицинской помощи доставляется в Афганистан через Кыргызстан, при этом Бишкек готов послать туда свой гражданский персонал на работу - врачей, инженеров, преподавателей, техников. Кыргызское правительство даже предложило проводить регулярные конференции по развитию бизнеса в странах Центральной Азии и Афганистане, но тут же Бишкек намекнул американцам, что США или кто-то другой должны будут такие усилия Кыргызстана профинансировать.
Что касается Туркменистана, то, как заявил его посол в США Оразов, в республике сейчас очень стабильная ситуация, а новый президент начал проводить реформы, в результате которых для иностранных инвестиций будут созданы еще более привлекательные возможности. В этом году, как поведал господин Оразов, в Туркменистане ожидается рост экономики на 8,5%, а наличие больших запасов нефти и газа дает Тукрменистану существенные преимущества в регионе. Он также подчеркнул, что запасы туркменской нефти, по последним данным, составляют 5 млрд. тонн, а на юге страны недавно открыты новые крупные газовые месторождения.
Туркменистан также планирует вкладывать большие средства в разведку новых месторождений нефти и газа, но на это Ашхабаду понадобятся зарубежные инвестиции. Туркменистан также готов рассматривать варианты прокладки новых транспортных энергетических коридоров в регионе и сам готов в них участвовать.
Помимо этого Туркменистану необходимы ивестиции на развитие сельского хозяйства и химической промышленности. Нельзя забывать и о том, что у Туркменистана есть 950 км общей границы с Афганистаном, причем Ашхабад поставляет электроэнергию в Герат и Мазари-Шариф на севере Афганистана, плюс к этому по 100 студентов из Афганистана ежегодно обучаются в университетах и институтах Туркменистана бесплатно.
Кому же все-таки помогать центрально-азиатским республикам: самим себе или Афганистану?
Однако по-прежнему главной привлекательной точкой на карте Центральной Азии для иностранных инвестиций остается именно Казахстан (сюда идут более 80% всех зарубежных инвестиций, которые направляются в этот регион). В то же время и рынок Казахстана, и даже весь рынок остальных вместе взятых центральноазиатских государств по меркам тех же США является небольшим, поэтому за инвестиции из Америки этим республикам еще очень сильно придется побороться.
Между тем во всей этой истории с «помощью Афганистану» со стороны Центральной Азии Казахстан фактически становится заложником собственного экономического успеха. Если Узбекистан будет помогать Кабулу по сугубо прагматическим политическим соображениям (нужно как можно скорее «ремонтировать» свои отношения с США), Кыргызстан будет делать то же самое, но за американские деньги, а Туркменистан и раньше помогал афганцам, но не особо это афишировал, то Астане придется, судя по всему, тащить довольно тяжелый груз регионального лидерства, которое, по мнению Вашингтона, вполне совместимо с оказанием помощи разрушенному войной и обнищавшему соседу.
Что в этой ситуации делать Казахстану? Наверное, при всем нежелании вкладывать деньги в восстановление афганской экономики (которую сами казахи в отличие от тех же американцев не разрушали и не сметали с лица земли) Астане все же придется. Другой вопрос, сможет ли Казахстан, выполняя «афганские просьбы» Соединенных Штатов, также активно сотрудничать со своими центральноазиатскими соседями?
Здесь уже одними призывами и политическими просьбами проблемы не решить. И от того, как казахстанская дипломатия сумеет себя повести в этой непростой ситуации, во многом будет зависеть, станут ли в дальнейшем американцы обращаться к Астане за подобной поддержкой и как отнесутся к такой «гуманитарной помощи Кабулу» непосредственные соседи Казахстана, которым та же Америка настоятельно советует искать «свободные средства» именно в кофрах казахстанского Минфина.