Парламент занялся чистками правительства
23.5.2007, Афганистан.Ру
Дмитрий ВЕРХОТУРОВ
10 и 12 мая этого года Волуси Джирга Афганистана выразила вотум недоверия министру по делам беженцев Акбару Акбару и главе внешнеполитического ведомства Рангину Дадфару Спанте. Непосредственной причиной такого депутатского решения стала ситуация с афганскими беженцами в Иране, которых иранские власти начали принудительно депортировать на родину.
Ситуация постепенно разворачивается и теперь уже ходят слухи о том, что парламентарии собираются приняться за силовой блок. В Волуси Джиргу вызван министр обороны Афганистана Абдул Вахим Вардак. Заседание проходит в закрытом режиме, однако депутаты заявили, что потребуют от министра отчета в заграничных командировках, а также в ситуации в южных провинциях страны.
Возможно, что это заседание также окончится решением об отставке. Имеется пока что неподтвержденная информация, что парламентарии намерены также отправить в отставку министра внутренних дел и главу Управления национальной безопасности. Скорее всего, это станет точно известно уже в ближайшие дни.
Правительство Афганистана, как может, защищает своих министров. Президент Афганистана Хамид Карзай обратился в Верховный суд за разъяснениями по поводу законности парламентского решения. Карзай считает, что ситуация, сложившаяся на западе страны с беженцами, не имеет прямого отношения к деятельности главы МИД. До вердикта суда Рангин Спанта исполняет обязанности министра, при этом была распространена информация о том, что согласно тайному соглашению между правительством и парламентом он останется на своем посту. Позже глава парламента Юнус Кануни объявил деятельность Спанты на посту министра иностранных дел незаконным, тем самым опровергнув слухи о достигнутых договоренностях.
По поводу столь бурной деятельности парламента высказываются разные мнения, от утверждений о наличии антикарзаевского заговора, до утверждения, что причиной стали кадровые разногласия. Эти события можно оценивать двояким образом. Во-первых, это чуть ли не первый пример открытой политической борьбы в Афганистане, которая проходит в рамках легитимных институтов власти и без применения оружия. В былые времена кадровые разногласия сразу перетекали в уличные бои и «ракетный дождь» в Кабуле. Есть уверенность, что, несмотря на необычайно сильный накал противостояния между правительством и парламентом, стороны не скатятся к силовому варианту и создадут, таким образом, первый прецедент мирной политической борьбы за последние 30-40 лет.
Понятно, что радикальные настроения среди депутатов вызваны не в последнюю очередь тем, что парламентариям необходимо утвердиться в качестве влиятельного политического органа, способного принимать и проводить в жизнь серьезные решения. Видимо, это основная причина нынешних разногласий.
Во-вторых, конечно, противостояние между правительством и парламентом и кадровые разногласия в условиях начала «сезона войны» в южных провинциях Афганистана и также проявления признаков серьезной смуты в рядах талибов после гибели муллы Дадуллы, не идут на пользу стране. Трудно одобрить парламентский замах на отставку министра обороны, и соображения о чистках среди силовых министров в такое время. Все-таки было бы разумнее выбирать для чисток армии более спокойное время и заниматься этим, например, зимой.
Также трудно согласиться с тем, что перемена силовых министров приведет к резкому улучшению обстановки. Эта проблема, насколько можно судить, намного сложнее, и упирается в наличие определенной военно-политической стратегии Афганистана в отношении радикальных вооруженных движений. Опыт войны в Афганистане показывает, что причины, побудившие людей взяться за оружие, по большей части политические, и что чисто военные методы не гарантируют и не обеспечивают решение проблем.
Дальнейшее развитие событий предсказать нелегко. Вероятнее всего, парламент и правительство в решающий момент заключат какое-нибудь взаимовыгодное соглашение, которое оставит ключевых министров на постах.