Отчаянная дипломатия
23.05.2007, Интернет-журнал "Оазис", ? 10 (54) Май 2007
Алмаз Калет (Бишкек)
Четыре пансионата на северном побережье Иссык-Куля могут, стоить жизнеспособности нового кыргызско-казахского политического союза. Премьер-министр Алмазбек Атамбаев принял решение о передаче в аренду на 49 лет четырех пансионатов на северном берегу Иссык-Куля, которые де-факто принадлежат гражданам Казахстана. Президент Казахстана Назарбаев во время выступления перед избранными представителями кыргызского парламента в Бишкеке увязал урегулирование данного вопроса с дальнейшей перспективой экономических взаимоотношений двух стран. Но, против передачи пансионатов выступает часть депутатов парламента страны. Им, глава правительства, по сообщению информационного агентства «24» напомнил слова президента Назарбаева: «Неужели четыре вшивых пансионата стоят кыргызско-казахских отношений? Ведь мы с вами соседи, и у нас всегда были дружеские отношения. Почему вы не можете просто передать их нам?». Такая недипломатическая откровенность казахов только усилила «патриотические» настроения в кыргызском парламенте и может самым серьезным образом повлиять на кыргызско-казахские отношения. Кстати, одна из резиденций президента Казахстана также находится на северном берегу Иссык-Куля.
Понятно, что казахи хотят получить эти пансионаты как залог будущего сотрудничества. Видимо эти пансионаты непростые или хозяева у них не последние люди в Казахстане, если о них беспокоится глава соседнего государства. Кыргызская сторона пообещать пообещала, только не знает, как выйти достойно из сложившейся ситуации. Потому что президент Курманбек Бакиев получил неофициальную поддержку от президента Казахстана Назарбаева во время официального визита последнего в Бишкек и кучу финансовых обещаний. Возможно, что Астана также пообещала содействовать «достойному» проведению саммита ШОС в Бишкеке. Что такое четыре пансионата на Иссык-Куле, если речь идет о Большой Политике. Для правящей власти это «Минута славы» на внешнеполитическом уровне. Этим может и объясняется внешнеполитическая активность правительства за последние недели и ее рвение решить все вопросы одним махом и в пользу соседей.
Дальше нас понесло. Не стали ограничиваться только Казахстаном. В Кыргызстане побывала с официальным визитом делегация парламентариев Пакистана. В ходе двухсторонних парламентских переговоров кыргызская сторона предложила пакистанской для инвестиций свои приоритетные отрасли экономики - энергетику и транспорт с коммуникациями. В Кыргызстане давно мечтают стать монополистами в области энергетики в центрально-азиатском регионе. Идея продавать электроэнергию в страны Южной Азии не нова. В Бишкеке не раз собирались разного рода конференции при финансовой поддержке США и ООН, на которых обсуждались пути и способы транспортировки кыргызской электроэнергии в другие страны региона. Но, дальше декларативных заявлений дело не пошло. Потому что вся проблема в том, что мы никак не можем решить, кому и сколько мы хотим продавать. И главное, с кем все это осуществлять? Напомним, что проект Камбартинских ГЭС мы уже предлагали россиянам и казахам, каждый раз говоря, что это «уникальный совместный энергетический проект». Не раз говорили о транспортировке электроэнергии в Афганистан и в другие страны Южной Азии. Но, на днях правительство Афганистана закрыло свое дипломатическое представительство в Кыргызстане в целях экономии! Как, вы думаете, стал бы Афганистан закрывать свое посольство в Бишкеке, если бы имел приоритетные и взаимовыгодные экономические и политические отношения с Кыргызстаном?
Единственным и реальным положительным моментом визита парламентской делегации Пакистана стало открытие посольства Кыргызстана в Исламабаде. Только по скудным официальным сообщениям непонятно, что открылось, здание посольства или само дипломатическое представительство страны? Потому что в тех же сообщениях говорится, что верительные грамоты президенту Пакистана от посла Кыргызстана в этой стране Нурлана Айтмурзаева были вручены еще в ноябре 2006 года.
Но, главное, мы в очередной раз поприветствовали заинтересованность Пакистана в ШОС. До этого мы приветствовали интерес Ирана, а что нам остается, только и приветствовать. Решения все равно, не мы будем принимать. Президент России Владимир Путин, например, во время последнего блицкрига в Астану и Ашхабад, мимоходом заметил, что «Кыргызстан еще не готов к полноценному партнерству», практически подписав, образно говоря, приговор о профессиональной непригодности страны. Что за этим стоит? Может, Кремль так мстит нам за нашу изменчивую внешнюю политику? На последнем саммите ШОС в Астане нас вообще поставили перед нелегким выбором, когда речь зашла об американских военных базах в регионе. Перед угрозой возможного военного конфликта между Ираном и США вопрос о статусе американской военной базы «Манас» может всплыть еще раз. Тем более, если Иран все-таки станет полноправным членом ШОС, сам факт присутствия американской военной силы может поставить нас в щекотливую ситуацию.
Мы не отчаиваемся. Потому что, пока мы не забиваем себе голову всякими политическими премудростями. Мы думаем только о саммите ШОС (о можжевельниках, которые посадили вдоль трассы из аэропорта в столицу страны, о многочисленных субботниках, о том, куда деть столько гостей). Еще об идее официальной Астаны, о центрально-азиатском союзе, которая нам очень понравилась. Теперь мы ее проталкиваем в соседние страны. Начали с Таджикистана. Как с соседа, с которым наименее раздражительные отношения. В Душанбе глава внешнеполитического ведомства Кыргызстана Эднан Карабаев предложил таджикской стороне создать межгосударственный совет по абсолютному подобию кыргызско-казахского межгосударственного совета. В ответ официальный Душанбе предложил нам поддержать идею о создании центрально-азиатского водно-энергетического консорциума. Тут нас долго уговаривать не надо было. Потому что с этой энергетикой и водой, мы носимся как с писаной торбой, не зная, кому ее предложить, как будто только они у нас и есть. У нас и внешнеполитические интересы, и приоритеты строятся из этих отношений. Покупают, значит, друзья. Не зря наверное, глава внешнеполитического ведомства Кыргызстана сказал, что «Мы водообразующие (новое слово в центрально-азиатской дипломатии - прим.авт.) государства, и рассматриваем воду как фактор интеграции, а не как яблоко раздора».
Есть еще один любопытный итог двухсторонних переговоров. Душанбе и Бишкек договорились о создании некой центрально-азиатской «шенгенской зоне». Учитывая сложность пересечения границ в регионе - отмена виз неплохое решение, только есть одно «но». Зачем таджикам и кыргызам безвизовый режим, если и так ездят без визы друг к другу?
Нынешняя внешнеполитическая активность официального Бишкека больше похожа на отчаянные попытки спасти престиж правящей власти в глазах партнеров по ШОС. К примеру, желание выдать за настоящую дипломатическую активность второстепенные заявления МИДа Кыргызстана, скажем о создании некой энергетическо-водной академии... Кому она нужна, эта академия? Может, стоит начать с элементарного? Урегулировать раз и навсегда пограничные вопросы с соседями и закончить делимитацию и демаркацию государственных границ. Слова о том, что «мы описали 482 км. границы» ни о чем не говорят. Потому что практически каждый год власти заявляют о каких-то километрах, но на практике все обстоит гораздо хуже. Все эти примеры, как правило, указывают на то, что внешняя политика страны не всегда учитывает интересы государства, и носит порой сиюминутный характер.